Если есть у русской литературы официальный создатель, то им скорее всего является протопоп Аввакум. Его "Житие" было первой русской автобиографией, наполненной обиходным русским языком и ставшей основной для изучения быта русского человека того периода.
Аввакум происходил из семьи потомственных священников и сам стал священником села Лопатищи (современная Нижегородская область). В служении был неистов и обличал власть имущих и простых мирян в грехах, стыдил и частенько, пользуясь своей большой силой мог и кулаком по лбу вразумить невразумлявшихся. За это на него часто жаловались.
Поэтому в Лопатищах он не задержался и в был назначен протопопом (главным попом) в Юрьев-Повольский, откуда его в 1651 году выгнали жители, за то что он постоянно уличал их в грехах. Так, Аввакум оказался в Москве, где его приспособили к исправлению текстов богослужебных книг.
Но и здесь он не успокоился!
- Когда патриарх Иосиф скончался в 1652 году, новый патриарх Никон, некогда приятель Аввакума, заменил прежних московских справщиков польскими книжниками во главе с Арсением Греком, знавшими греческий язык. Причиной послужила разность подходов к реформе: если Аввакум, Иван Неронов и другие выступали за исправление церковных книг по древнерусским православным рукописям, то Никон собирался сделать это, опираясь на греческие богослужебные книги. Первоначально патриарх хотел взять древние «харатейные» книги, но потом довольствовался итальянскими перепечатками. Аввакум же и другие противники реформы были уверены, что эти издания не авторитетны и имеют искажения. Протопоп подверг точку зрения Никона резкой критике в челобитной царю, написанной им совместно с костромским протопопом Даниилом - Википедия
Аввакума без лишения сана сослали в Тобольск с семьёй. Но и там не задержался. Оттуда его отправили покорять Даурию вместе с воеводой Афанасием Пашковым.
В ссорах и ругани с воеводой, который терпел попа, хоть и бил его часто смертным боем, и даже выкидывал с плота в реку Аввакум объездил всё Забайкалье.
Только в 1663 году, после десяти лет мытарствований Аввакума вернули в Москву. Силён был мужик, всё вытерпел.
В Москве Аввакум продолжил громить церковную реформу Никона и был снова сослан в Мезень (современная Архангельская область) в 1664 году.
В 1666 году Аввакума привезли в Москву и официально расстригли - лишили сана. Затем отправили в Пустозерск на Печоре. Здесь в земляной тюрьме он просидел 14 лет и занялся написанием главного труда своей жизни "Жития протопопа Аввакума".
Кроме этого, он продолжал писать обличительные письма по всей Руси, которые находили большой отклик среди народа. Испугавшись их влияния царь Фёдор III Алексеевич приказал казнить Аввакума вместе с соратниками. Что и было сделано в Пустозерске.
Так закончилась жизнь первого русского писателя Аввакума - борца за гражданскую правду.
Статьи канала "История и культура Евразии за январь-ноябрь 2021 года"