Как известно, в центре столицы земля неадекватно дорогая. Оттого и происходят там порой чрезвычайно плачевные вещи. Тем ценнее впечатления от пока ещё сохранившихся осколков чудесной московской архитектуры, давшей когда-то ей неповторимый облик. Без преувеличения - всякий раз сердце замирает.
А то, что охотников за бесценными квадратными метрами всегда было в избытке, лишний раз убеждаешься, видя вот такие картинки, например. Хамовнический район Москвы - эталон войны бесчувственного вооружённого длинными ковшами менеджмента против остатков визуальной и осязаемой истории города. И именно здесь пока ещё можно лицезреть самое восхитительное, на мой взгляд, московское здание. Оно будто бы чудом уцелело в котле безобразных строительных преобразований начала двухтысячных, изначально планировавшихся в виде довольно вегетарианской реконструкции обветшалой Остоженки с прилегающими кварталами.
Итак, знакомьтесь - бывший доходный дом Зинаиды Алексеевны Перцовой, осчастлививший Москву своим рождением в 1907 году (и время тоже чудесное было, да) благодаря художнику Сергею Васильевичу Малютину и архитектору Николаю Константиновичу Жукову.
Принадлежала вся эта красота инженеру путей сообщения Петру Николаевичу Перцову, записавшего имение на супругу. Будучи знатным меценатом и покровителем искусств, он подошёл к строительству максимально творчески и, как бы сейчас сказали, креативно. Смотрите сами, даже отдалённо похожего на этот полёт архитектурной мысли здания во всей огромной Москве нет.
По задумке это должен был быть доходный дом для столичной творческой интеллигенции - художников и артистов. В 1905 году объявили конкурс на составление проекта дома, в котором участвовали Аполлинарий Васнецов, Сергей Малютин, архитекторы А. И. Дидерихс и Леонид Браиловский. Перцов дал две главные установки: строение должно было "отвечать духу и преданиям Москвы и требованиям современности". В жюри пригласили Виктора Васнецова, Василия Сурикова, Фёдор Шехтеля, Василия Поленова, Сергей Соловьёва, Иллариона Иванова-Шица, Станислава Ноаковского. Однако несмотря на то, что первое место выиграл Аполлинарий Васнецов, Перцову больше пришёлся по душе проект Сергея Малютина - здание в стиле русского ампира.
Высокие треугольные крыши, балконы и разнообразные декоративные элементы, богатая и пёстрая майолика главного подъезда, а также стен и фронтонов - всё это плоды безудержной малютинской фантазии. Ну и талантливое сочетание модерна с традициями русского зодчества. В результате дом вышел весьма оригинальным – "в сказочно-былинном стиле", как выражался сам Перцов.
При этом, майолика - плод труда студентов-строгановцев. Здесь можно увидеть и образ славянско-языческого бога солнца Ярила, и божеств Велеса и Перуна, изображённых в обличии Медведя и Быка, и Вещую Птицу, и много других любопытных персонажей. Из воспоминаний Перцова: "Меня С. В. совершенно захватил своим индивидуальным талантом, и я решил всецело отдаться на его вкус. С. В. по разработке проекта в целом приступил к обработке деталей фасада и составлению рисунков для заказа наружной майолики".
С инженерно-технической стороны дом также был по тем временам передовым - все перекрытия выполнены из камня, а электропроводка и водосточные трубы спрятаны внутрь стен. Про внутреннее убранство и говорить нечего - изразцовые печи, резьба, курительные комнаты в восточном стиле, мебель из красного дерева. Всё это великолепие было разделено между хозяином, занявшим три этажа и арендаторами, получившими большинство из остальных помещений. Константин Игумнов, Борис Пронин, Никита Балиев, Александр Куприн, Павел Соколов-Скаля, Роберт Фальк, Василий Рождественский, Натан Альтман - это далеко не все, кому посчастливилось жить и творить в сказочном доме-сказке. А ещё здесь поселился знаменитый театр-кабаре "Летучая мышь".
Что же случилось после? Почему Малютин утопил в доме свои картины, а его супруга умерла? Как после революции Троцкий захватил в доме несколько квартир? Какова оказалась судьба самого Перцова? А главное - как выглядит чудесное строение с высоты и с других необычных ракурсов? Продолжение читайте ЗДЕСЬ.