Найти в Дзене
Андрей Головин

Обучение детей радостям восстановительного альтруизма

Одна вещь, которой родители часто вынуждены учить своих детей – часто на собственном примере, – это то, что никто не совершенен! Родители (часто невольно!) вторгаются в чужие дела, наносят ущерб другим, не проявляют полезного поведения, не ставят потребности других выше своих собственных потребностей и т. Д. С эволюционной точки зрения это не должно удивлять, поскольку эволюция не создает идеальных организмов. Скорее, эволюционные силы выбирают организменные конструкции, которые лучше способны выживать и размножаться по сравнению с альтернативными конструкциями. Современные организмы, которые выдержали испытание естественным отбором, не идеальны – просто в среднем у них больше шансов обладать чертами, которые привели к размножению, по сравнению с другими чертами, которые не стали типичными для их вида. Даже родители несовершенны!

Но эволюционная психология человеческих эмоций предвидит такое организменное несовершенство (см. Trivers, 1985). У людей, похоже, есть множество эмоциональных и поведенческих тенденций, которые хорошо сформулированы как репаративный альтруизм-выражения, которые сигнализируют о признании того, что кто – то совершил поступки, которые причинили ущерб другим, и которые, кроме того, выражают как извинения, так и готовность восстановить любые поврежденные отношения. Репаративный альтруизм в значительной степени говорит: “Извините, что я могу сделать, чтобы все исправить?”

Учитывая несовершенство, укоренившееся в каждом из нас, репаративный альтруизм является мощным инструментом для управления социальными отношениями.

Во время социализации детей, по-видимому, необходимо учить эффективному и надлежащему использованию репаративного альтруизма. Люди склонны защищаться и часто не признают ответственности. Участие в репаративном альтруизме кажется менее естественным. Возможно, признание ответственности за причинение издержек другим и принятие компенсационных мер является более высокоуровневым (более развитым) способом решения таких проблем в социальных ситуациях. Очевидно, что это эмпирический вопрос. В любом случае, очевидно, что задача родителей-помочь своим детям развить этот навык. Если бы большая доля взрослых признала свою роль в неблагоприятных исходах и охотно приняла бы компенсационные меры (вместо того, чтобы защищаться), этот мир был бы лучшим местом!