Найти тему
Андрей Головин

Обучение детей выявлению мошенников

Я помню, как мой сын Эндрю впервые научился играть в "Страну конфет". Ему было два года. Моя дочь Меган (тогда ей было пять лет) и я объяснили ему, что его цель состояла в том, чтобы дойти до конца раньше, чем это сделают все остальные. Эндрю был в восторге! Он взял свою фишку, начал с самого низа и, прежде чем Меган или я вытащили карту, передвинул своего маленького красного парня из Кэндиленда – мимо Глоппи, мимо Бабушки Орех, мимо Королевы Фростайн – и прошел весь путь до последнего места, выложенного радугой. “Я победил!!! Я победил!!! Да, детка!!!” - крикнул Эндрю. “Э-э, Эндрю, ты вроде как сжульничал", - предложила Меган. Последовал некоторый уровень разногласий. (Важно отметить, что у Эндрю с двух лет сложился вполне определенный моральный кодекс и понимание правил!)

Людям не нравятся другие, которые обманывают. Эволюционная перспектива говорит нам, почему! Подумайте о контекстах малых групп. Представьте, что нас всего 150 – и это все – на ближайшие 60 лет. А теперь представьте, что один из нас всегда жульничает. Скажем, это “Бросьте мошенника”. Чак всегда жульничает, когда мы играем в игры. Он всегда берет больше, чем его доля еды. Он всегда выпивает больше своей доли. Он всегда пытается ухаживать за подругами других. Он никогда не убирает после ужина.