Внутри Бульварного кольца неинтересных зданий – нет. Есть (как сказал бы врач) недообследованные! У дома, о котором я пишу, экскурсовод не остановится. Но только попытаешься «копнуть» чуть глубже – и откроются роскошные истории и люди.
Москва, Гоголевский бульвар, дом №4 (усадьба И.М. Оболенского – И.И. Некрасова – А.А. Катуар де Бионкур). Слева находится здание, где жил маленький Герцен и гостил Александр Сергеевич. Справа – особняк одного из братьев Третьяковых… В такой компании нетрудно затеряться, и все-таки я расскажу вам именно про дом №4!
Век XVIII… плодитесь и размножайтесь!
Особняк выстроен в XVIII веке и стал родовым гнездом бесчисленных князей Оболенских.
У первого хозяина, князя Ивана Михайловича (1704-76) было 4 сына, 11 правнуков, а в революционный год на свете жило уже 27 прямых мужских потомков князя Ивана. Еще производительнее оказался его родной брат (38 прямых мужских потомков). Всего же в 1917 году существовало 85 мужчин из рода Оболенских, все они – потомки трех князей середины XVIII века…
К сожалению, предки огромного клана больше ничем не прославились.
Перепродажи XIX века
В 1830-х усадьба перешла к не менее аристократичным Нарышкиным (сыном Нарышкиной был Петр I). Купивший особняк генерал Кирилл Михайлович (1785-1857) являлся ветераном Бородинского сражения, героем многих других битв. Он приходился братом декабристу Михаилу Нарышкину и зятем еще одному декабристу – Александру Сутгофу.
На похороны ветерана собралась вся московская знать во главе с генерал-губернатором, а на бульваре против дома встал лейб-гвардии Литовский полк.
Впрочем, купцы уже теснили знать. Нарышкины-наследники продали дом какому-то Колесову, тот – золотопромышленнику Некрасову, Некрасов – Катуар де Бионкуру.
С Катуаров и начнется основная часть нашей истории.
300 старинных ружей на стене
Катуар де Бионкуры были старинной дворянской семьей (прослеживаются с XIII века). Очень старинной, очень аристократической семьей… Но кушать что-то надо! Бежавший без гроша в Москву в годы французской революции Жан-Батист-Мари-Август Катуар де Бионкур – начхал на гордость, взял в жены купчиху с капиталами и связями и стал первой гильдии купцом Иваном Катуаром. Разбогате-е-ел…
Внук его, Александр Андреевич Катуар (1863-1913), купивший древнюю усадьбу Оболенских, был уже сибаритом и миллионером. У этого месье была одна, но пламенная страсть: оружие!
За четверть века он собрал 232 охотничьих и 67 боевых ружей, 192 пистолета, 146 клинков. Англия, Франция, Германия, Россия, Турция, Испания, Италия… Безумный оружиевед скупал не что попало, а лишь редкие, старинные, особо ценные экспонаты. Только 17 стволов, приобретенных на одном аукционе, обошлись в четыре с половиной тысячи франков. Сколько же стоило все?
Такой интерес не случаен: Александр Андреевич был охотником. Особенно любил миллионер охоту на Алтае и в швейцарских Альпах.
«Вот бесполезный прожигатель жизни», – уже слышу голос комментатора. Не будем торопиться!
Всю свою бесценную коллекцию (других таких в России – не было!) знаток оружия преподнес в дар Историческому музею. И дополнительно дал 10 тысяч рублей на оборудование зала. Отныне эту красоту могли увидеть посетители музея.
Судьба сиротки из приюта
Представьте себе: идет 1906 год, вы – дочка бедняка, круглая сирота, в приюте. Есть ли у вас шанс стать хозяйкой замка в Швейцарии?
Не будем торопится. Судьба порой творит странные вещи.
Чтобы взять в жены мадемуазель д’Аркур, миллионеру-сибариту пришлось снова получить дворянство (в России) под именем Катуар де Бионкура. Аркуры – еще более старинная и гордая нормандская семья. Они известны с X века – со времен викингов!
Однако в этом браке детей не было… и вот в 1906 году Александр и Жилонна взяли из приюта шестилетнюю Александру Васильеву. Через шесть лет, решением московского суда, девочку официально удочерили.
В 1913 году приемный отец умер, и тринадцатилетняя Александра Александровна Катуар де Бионкур стала собственницей дома на бульваре.
«Да, перед революцией – вот повезло-то девушке!», съязвите вы. Не будем торопиться.
У Катуаров была собственность не только в России! Во время Первой мировой войны мать и приемная дочь жили во Франции. Про русский бунт они узнали из газет… нехорошо, но не смертельно.
В 1932 году Александра вышла замуж за швейцарца, графа Жерара дю Порт де Лориоля (да, и в Швейцарии имеется дворянство). Графиня провела остаток жизни, будучи хозяйкой живописного замка Алламан в кантоне Во. И даже отсудила у приемной матери (!) часть имущества Катуаров.
Дом, который перестроил Кекушев
Теперь вернемся в славные дореволюционные годы! Сотни клинков и ружей (прежде, чем отдать их в Исторический музей) Катуар де Бионкур хранил именно здесь, в доме на Гоголевском бульваре. Нынешний облик особняк обрел на исходе XIX века, и тут руку приложили двое знаменитых зодчих.
Как выглядел дом №4 в XVIII столетии, мы не знаем. После пожара 1812 года его перестроили в стиле ампир, появился портик с колоннами. Вход был только со двора. К концу столетия все это представлялось безнадежно устаревшим…
Между тем, особняками на бульварах принято было гордиться, и они дорожали стремительно. Если Колесов купил этот дом за 30 тысяч, то Некрасов – за 90 тысяч, а Катуар – уже за 200 тысяч рублей.
Вот почему в 1890-х дом решили полностью переделать. Внутри его перестраивал знаменитый Роман Клейн. Фасад же с накладными наличниками сотворил отец московского модерна Лев Кекушев (1899 год). Скромно, но со вкусом!
Все это появилось при золотопромышленнике Иване Игнатьевиче Некрасове. Он был самым богатым человеком Красноярска, разрабатывал 15 золотых приисков и дружил с художником Суриковым. Не исключено, что живописец и подал ему идею купить дом на бульваре.
Балкон пристроил третий архитектор, Игнатий Залесский, уже при Катуарах (1903 год).
После революции
В 1920-х в национализированном доме находилась «Международная ленинская школа», где выступали с лекциями «болгарский Ленин» Георгий Димитров (после смерти лег в свой собственный мавзолей), лидер итальянских коммунистов Пальмиро Тольятти (его имя носит полумиллионный город), Вильгельм Пик (будущий глава ГДР).
После войны тут находился детский сад.
Наконец, с 1968 года здесь работает Советский комитет ветеранов войны (теперь – Российский союз ветеранов). На здании висит мемориальная доска в честь первого председателя, маршала Александра Михайловича Василевского.
Правда, знаменитый полководец занимал этот пост в 1956-58 годах, то есть еще до того, как комитет ветеранов переехал на Гоголевский бульвар.
Вот какова история одного из рядовых домов на Бульварном кольце…
Подписывайтесь на канал! Каталог всех моих статей по рубрикам – в оглавлении.
Читайте также:
#история #москва #история москвы #бульварное кольцо #интересные факты #дома #архитектура