Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

О признании незаконным предписания о включении выбросов метана в ПДВ и разрешение на выброс ЗВ

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 июня 2021 г. по делу № А45-26875/2020

Суть спора: признание незаконным предписания Административного органа о включении выбросов метана в проект предельно допустимых выбросов (далее – ПДВ) и разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ.

Решение суда:

Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменений.

Фабула дела:

По результатам проверки Административным органом Обществу было выдано предписание устранить выявленные нарушения, а именно учесть выброс метана от стационарных источников не учитывался в проекте ПДВ и в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. При этом был установлен срок исполнения данного предписания - на следующий день с момента его получения.

Не согласившись с данным предписанием, Общество обратилось в суд, указав на несоответствие предписания нормам действующего законодательства.

Правовое обоснование:

1.Согласно пункту 1 статьи 12 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются: предельно допустимые выбросы; предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические нормативы выбросов.

2.В соответствии с пунктом 1 статьи 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

3.Согласно п. 33 раздела 1 Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. № 1316-р), метан включен в указанный Перечень.

4.Как указал суд, учитывая положения пунктов 10, 39 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07 августа 2018 г. № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки», пункта 10 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов, (утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 414), пункта 8 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), (утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации России от 25.07.2011 № 650) (данные Административные регламенты действовали в момент рассмотрения спорных правоотношений), выполнение предписания в установленный срок (на следующий день) объективно невозможно.

Обществом осуществляется выброс метана, который в соответствии с протоколом испытаний промышленных выбросов неучтенные выбросы не оказывают влияния на загрязнение атмосферного воздуха. Отклоняя довод Административного органа о том, что установление предписанием более продолжительного срока устранения нарушения означало бы разрешение Обществу производить выброс неучтенного загрязняющего вещества, обоснованно указано, что предписание об устранении выявленного нарушения должно обладать элементом исполнимости, в том числе содержать реальные сроки устранения выявленных нарушений. Не может быть признано законным предписание, устанавливающее заведомо неисполнимые сроки устранения выявленного нарушения.

Резюме суда:

Выполнение предписания о внесении изменений в ПДВ и в разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух за 1 день является заведомо неисполнимым. Требование об исполнимости является общеобязательным для данного вида ненормативного акта и определяющим признаком его законности.