Ничего нет нового под луной – что было, то и будет; и что уже происходило, то и будет происходить. Иногда наследственность проявляется весьма изобретательным и интересным способом, события, разделенные между собой столетиями, повторяются в одном роду.
Граф Николай Петрович Шереметев прославился не столько своими добрыми делами, сколько любовью к крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой , и думал ли он , что его далекий потомок , притом полный его тезка из двадцатого века тоже полюбит актрису и в какой-то мере повторит историю рода только уже в новых исторических условиях.
Николай Петрович Шереметев правнук крепостной актрисы и графа родился в 1903 году и был наследником богатейшего и известнейшего в России рода Шереметьевых. Детство его прошло в Шереметьевском дворце в Санкт-Петербурге, где он получил домашнее образование. От прабабки, известной крепостной актрисы он унаследовал абсолютный музыкальный слух, прекрасно играл на многих музыкальных инструментах.
В 1918 году статус семьи изменила революция, все имения были экспроприированы, а семью постигла невосполнимая утрата - в 1918 году от туберкулеза в Крыму скончался Петр Сергеевич Шереметев отец и глава семьи.
Овдовевшая графиня из России уехать сразу не смогла, все надеялась, что всё переменится и большевики у власти не на долго, но после смерти мужа стала собираться в дорогу вместе с детьми, а их у нее было пятеро.
И тут сын Николай влюбился, а было юноше всего 16 лет. И в кого? В актрису, старше его на шесть лет и еще еврейку. Что только не предпринимала мать чтобы вразумить своего непутевого сына, в ход шли слезы, угрозы, молебны, гадалки, отвороты, но Николай проявил стойкость в вопросах любви как когда-то его прадед.
От всего богатства семьи Николаю Петровичу осталась только скрипка Амати, с которой он не расставался до конца своей жизни.
Цецилия Львовна Воллерштейн родилась в Москве в 1896 году и с малых лет твердо знала, что будет актрисой, поступив в Вахтанговскую студию стала любимицей Евгения Вахтангова раз и навсегда связав свою жизнь с этим театром. Она, как и Прасковья Жемчугова выступала под псевдонимом, только псевдоним она выбрала в честь Мансуровского переулка, где в то время располагалась студия Вахтангова.
Цецилия Мансурова стала первой принцессой Турандот в одном из самых известных спектаклей театра. И по слухам - самой лучшей. Именно в этом спектакле ее увидел молодой граф Шереметьев и полюбил раз и навсегда.
Мансурова была замужем, но кто мог устоять против ухаживаний графа. Он дарил цветы. Играл на скрипке и устраивал романтические ужины. Цецилия влюбилась, ушла от мужа и вышла замуж за Николая Петровича Шереметьева в 1924 году.
А он отказался покидать Россию вместе со своей семьей, и чтобы не расставаться с любимой, устроился в оркестр театра Вахтангова простым скрипачом. Граф-скрипач, удивительное сочетание, но чего только в то время не было. Мать и четверо братьев Николая уехали в Париж. Встретится им уже не будет суждено.
Со временем талантливый граф стал не только музыкантом в оркестре театра, но и совершенно незаменимым человеком, он был концертмейстером, композитором, сочинял музыку для многих спектаклей. Николая Петровича любили в театре все от рабочих сцены до руководства театра.
Когда театр Вахтангова посещали зарубежные делегации то первым к гостям выходил Николай Петрович, ибо только он мог свободно изъясняться на пяти языках. Иностранцы сразу попадали под обаяние интеллигентного и образованного человека, а когда узнавали, что он еще и граф, то очень удивлялись, что он еще на свободе, а не где ни будь на Соловках.
На самом деле графа арестовывали только за происхождение, ведь никакой угрозы для советской власти он не представлял. Граф был удивительно аполитичен, он никогда не критиковал и не пытался противостоять общественному строю.
После каждого ареста вся труппа театра во главе с примой Мансуровой вставала на защиту Николая Петровича. В ход шло все –связи, личные знакомства, подкуп, билеты. И всегда получалось - Мансурова обладала воистину пробивной силой, ее мужа освобождали через несколько дней. По поводу освобождения в театре всегда устраивали банкет. Пировать на празднике по поводу освобождения Шереметьеву приходилось часто, так как арестовывали его семь раз.
Так и жили – известная актриса и граф-скрипач, с детьми как-то не сложилось, но жили в любви и согласии. Граф любил жену, охоту, друзей.
На охоте его и убили, случилось это 12 мая 1944 года. Николаю был 41 год. Что это было? Несчастный случай или чей-то злой умысел так и осталось загадкой. Виновника рокового выстрела не нашли. Да и кто будет искать, шла Великая Отечественная и было не до расследований, версия несчастного случая всех устроила.
Мансурова замуж больше не вышла. Никаких романов после гибели мужа за ней тоже не числилось. На вопросы о личной жизни отвечала: «Разве это возможно? Николая Петровича не вернуть, а больше мне никто не нужен». Цецилия Львовна долго работала преподавателем в театральном училище. Профессора Мансурову, преподававшую актёрское мастерство до самых преклонных лет за глаза назвали «Цилюшей».
Умерла Цецилия Львовна в 1976 году в возрасте 79 лет, до конца жизни оставаясь элегантной, изящной и обаятельной женщиной. Похоронили ее вместе с мужем на Новодевичьем кладбище в Москве.