Найти тему
Репортёр

Зеленый крючок: почему расследование о «вагнеровцах» появилось именно сейчас

17 ноября интернет-издания Bellingcat* и The Insider* (оба включены Министерством Юстиции РФ в список иностранных агентов), опубликовали расследование о подготовке Украиной спецоперации по задержанию бойцов частной военной компании (ЧВК) Вагнера, которые ранее воевали в Донбассе. «Вагнеровцев» планировали выманить из России на работу охранниками объекта «Роснефти» в Венесуэле, обманом доставить на Украину и там арестовать. Но их опередили — в Белоруссии наемников арестовали местные спецслужбы и, впоследствии, вернули в Россию. Свое расследование авторы неоднократно анонсировали и переносили на протяжении целого года, попив немало крови президенту Украины Зеленскому и главе Офиса президента Ермаку — на Украине провал операции попытались повесить именно на них, требовали отставок и даже импичмента. Все были уверены, что независимые расследователи (почему-то не местные спецслужбы) «с минуты на минуту» положат на стол убедительные доказательства и фамилии виновных. Однако, все вышло по-другому...

Справка

29 июля 2020 года белорусские спецслужбы арестовали 33-х бойцов «частной военной компании Вагнера», посчитав что те прибыли для дестабилизации страны накануне президентских выборов. Все они были гражданами России (некоторые имели двойное — украинское или белорусское гражданство). Арест вызвал внутренние и международные кризисы в Белоруссии, России и Украине. Сперва Белоруссия обвиняла Россию во вмешательстве в предстоящие выборы, но позже «вагнеровцев» вернули в Россию без каких бы то ни было обвинений. Впоследствии выяснилось, что они не имели никакого отношения к выборам или попыткам переворота, а на самом деле были объектом провалившейся украинской спецоперации. Разразившийся по этому поводу скандал зацепил действующего и бывшего президентов Украины, а также органы госбезопасности и разведки. Политические последствия этих событий продолжают ощущаться до сих пор.

Совместное расследование — это два совершенно разных текста, хотя и написанные на основе одного и того же материала. В версии Bellingcat* оно называется «Анатомия «Вагнергейта»: дерзкая украинская операция по поимке российских наемников», у The Insider* — «Приземление валькирий. История спецоперации Украины по перехвату самолета с боевиками ЧВК Вагнера». Он, к слову, читается полегче, хоть и в двух частях. Стоит отметить, что оба издания, в основном, специализируются на расследованиях, имеющих явно антироссийскую направленность. И тут уместно задать главный вопрос — зачем им понадобилось расследовать провал украинской спецоперации, если это событие явно не по их прямому профилю?

Краткое содержание

Украинским разведчикам под видом охранной компании при «Роснефти» удалось вывезти из России бывших сотрудников ЧВК Вагнера, которых они считали причастными к военным преступлениям на Украине. Спецоперация должна была завершиться принудительным приземлением их самолета на территории Украины, однако в последний момент, когда «вагнеровцы» уже направлялись в минский аэропорт для того, чтобы вылететь рейсом Turkish Airlines, операция была «перенесена» (чтобы не сорвать подготовку бессрочного перемирия в Донбассе) после встречи разведчиков с политическим руководством Украины. Это кончилось арестом наемников силами белорусского КГБ.

Операция началась еще в 2018 году как обычный сбор разведданых — многие «соискатели» в своих резюме добровольно и в подробностях описывали свой боевой опыт в Донбассе. Первоначально предполагалось ограничиться сбором данных, потом стали рассматривать возможности выманивать подозреваемых поодиночке в третьи страны (например, Венгрию, Польшу или страны Балтии) и уже оттуда запрашивать их экстрадицию на территорию Украины. Позже (в конце 2019 года), когда удалось успешно (хоть и с потерями) задержать и вывезти на подконтрольную территорию бывшего командира ПВО г. Снежное Владимира Цемаха, проект стал еще более амбициозным. Уже в 2020 году его стали видеть как спецоперацию по поимке сразу «всех-всех-всех» — Служба безопасности Украины (СБУ) подготовила список фигурантов, чьи преступления, как они считали, можно было убедительно доказать (к сентябрю 2019 года Главное Управление Разведки Министерства Обороны Украины, как утверждается, уже собрала личные данные более тысячи бывших наемников, принимавших участие в донбасском конфликте). На руку сработал коронавирусный локдаун — многие уже долгое время сидели дома без работы и активно искали возможности заработка.

Операция получила название «Авеню». Хотя она и готовилась с 2018 года, президент Украины Владимир Зеленский узнал о ней едва ли не последним — ему доложили о подготовке к операции только 15 июня 2020 года (за 1,5 месяца до активной фазы). В расследовании нет ни одного слова об участии каких бы то ни было иностранных спецслужб, отмечается, что ее разработали и реализовывали только сотрудники Главного управления разведки украинского Минобороны и департамент контрразведки СБУ, хотя ранее в украинском политикуме и информпространстве делали акцент на том, что это совместная операция с американцами и (по некоторым данным) турками. Главный редактор украинского сайта «Цензор» Юрий Бутусов вообще утверждал, что турки предоставляли для операции лайнер с бронированной кабиной пилотов на случай сопротивления.

Никто не виноват и ничего не делать

Украинский политикум воспринял результаты расследования, как водится, полярно. Для одних операция по-прежнему сорвана по вине президента и/или его окружения. Для других (для Офиса Президента так уж точно) — собранные доказательства ничего не доказывают. Это, кстати, больше похоже на правду. Все острые углы расследователи старательно обходят, жестких трактовок событий избегают — виноватых как-бы и нет. Главное для них — хронологическая последовательность. Таким образом, пока это расследование ничего существенно не меняет — за исключением подробностей все это уже было известно СМИ в первые недели после события, хотя на обобщение и сбор частностей ушел год. Собственно это и вызывает вопрос — зачем вообще было необходимо это расследование, кроме как для того, чтобы держать в напряжении Зеленского?

Анонсы публикаций данных расследования всегда появлялись накануне неких событий связанных с президентом Зеленским и его действиями/бездействием по повестке, задаваемой Западом (реформы, кадровые решения и т.п.). Со стороны это выглядело как скрытое давление — «кнут», который не достают, но о существовании которого напоминают. Прошло уже больше года — тянуть с отсрочками и дальше уже просто неприлично и пришлось что-нибудь опубликовать. Расследование по поиску виноватых, которое никаких виноватых так и не нашло (а, скорее всего, даже просто не показало на них пальцем) — это тоже сигнал. Похоже, что лично Зеленскому. С намеком, что в следующий раз можно копнуть и глубже. Понятно, что независимое расследование для украинских властей — это ни о чем, чай не санкции и не резолюция ООН. Но в политическом пространстве Украины может серьезно осложнить жизнь президенту, который по всем признакам надеется организовать себе еще один срок. Это сработает как обвинение в измене и пас на сторону поля его оппонентов, в первую очередь бывшему президенту Порошенко, который уже пытался записать себе в личные заслуги операцию по «вагнеровцам», которую «бездарно слил» его преемник. На интервью с ним, кстати, построен кусок этого расследования. В этой ситуации любопытно и показательно то, что в самый последний раз публикацию расследования еще разок отложили, буквально на сутки, чтобы, на самом пике интереса к теме дать опубликовать свой отчет Временной Следственной Комиссии Верховной Рады Украины — погромче сказать, что Зеленский и Ермак в неудаче операции не виноваты. Со стороны это выглядит как явный «договорняк».

Зачем же все-таки появилось это расследование? Наверняка, у всех есть свои резоны. Например, ГУР и СБУ дают понять противнику, что получили тысячи собственноручно написанных признаний по боевым действиям на юго-востоке Украины. С конкретикой, именами командиров и подробностями военных операций. Об этом можно было бы и не сообщать публично, пусть бы противник и дальше оставался в неведении. Но, возможно, элемент психологического давления на потенциальных добровольцев Донбасса показался более актуальным.

Интерес Bellingcat* в этой ситуации вообще разноплановый, даже если не брать во внимание, что эту организацию принято неофициально связывать с западными спецслужбами. Так или иначе — это хайповая тема, не попиариться на которой в качестве специалистов по расследованиям просто грех. Но без спецслужб тоже не обошлось. Вряд ли кто-то просто так, без всякой задней мысли, сообщил бы им, что «по крайней мере двое наемников утверждали, что использовали сложные поставленные из России средства ПВО в районе Снежного в определенные дни, что могло сделать их важными свидетелями на суде по делу о сбитии MH17. Один из наемников даже говорил, что в начале июля 2014 года сопровождал через российско-украинскую границу установку «Бук» — средство ПВО того же типа, каким был сбит MH17. Он также назвал высокопоставленного российского генерала, который, по его словам, курировал переброску установки через границу». Тема MH17 для Bellingcat* как золотая жила — большая доля обвинения в голландском трибунале, заседания которого по этому делу заметно активизировались в последнее время, построена именно на данных, которые Bellingcat* якобы собрал в открытых источниках. В этом же случае одно расследование станет альтернативным подтверждением другого и на волне «хайповости» дополнительно подогреет общий информационный фон, напомнив лишний раз о «российском следе».

Не до конца, правда, понятно зачем расследователи, причем основываясь на интервью с некими сотрудниками украинских спецслужб, показывают нам поэтапную, со всеми версиями и вариантами (сердечный приступ на борту, сообщение о минировании и т.п.), картину планирования украинскими силовиками реального акта «воздушного пиратства» — такого же точно как вменяемое ими же в вину белорусскому руководству в случае с Протасевичем. Напомним, кстати, что это закончилось для Минска украинскими санкциями в виде прекращения авиаперелетов и т.п. Точнее, зачем это признание самим силовикам, особенно когда оно подтверждает, что все происходило по согласованию с Зеленским? В чью игру они играют, зачем им пристегивать Зеленского к этой истории и держать на крючке? Тут есть о чем задуматься — украинские силовики воспринимают эту операцию как беспрецедентно крутое и важное событие для украинских спецслужб. Сам же Зеленский, похоже, этой гордости не разделяет и был бы рад, если об участии Украины в деле «вагнеровцев» вообще забудут. В Офисе Президента на протяжении всего года запросы расследователей о причастности к операции и ее событиях игнорировали, а данные, приведенные в расследовании, считают личным мнением бывших сотрудников спецслужб.

* признано Министерством юстиции РФ иностранным агентом

#вагнер #bellingcat #Украина #россия #белоруссия