Неправильно понятые одаренные люди сталкиваются с трудной борьбой, часто вступая в свои права только в более позднем возрасте, хотя все чаще работа с “глубоко одаренными” (PG) детьми открывает для них возможности для успешной работы на ранних этапах в традиционных образовательных учреждениях. Одаренные дети часто подвергаются стигматизации, их называют странными или антисоциальными, и, скорее всего, над ними издеваются или их исключают.
Поскольку одаренность плохо изучена, образовательные, социальные и профессиональные условия могут способствовать возникновению социальных проблем, не предоставляя жилье таким людям. Кроме того, в отличие от людей с традиционными различиями в обучении, труднее понять, где одаренность может создавать проблемы, когда есть так много положительных сторон.
По данным Института, люди с PG проявляют следующие тенденции: быстрое понимание, интуитивное понимание основ, склонность к сложности, потребность в точности, высокие ожидания, различные интересы. Они обычно демонстрируют “асинхронное развитие", будучи заметно впереди в некоторых областях, будучи средними или отстающими в других отношениях. Трудно понять, где они вписываются, и образовательные учреждения, как правило, не предназначены для учета их различий. Особенно для детей младшего возраста, моложавая внешность вступает в противоречие с развитыми способностями, что затрудняет реагирование некоторых учителей.