Найти тему
Одним днём

Вдоль Финского залива (ч. 1)

В минувшие уже ощутимо бодрящие выходные выбралась на велосипедную поездку с клубом MixWheels вдоль Финского залива. 

Значимые точки выезда сложились так:

Источник: Google карты
Источник: Google карты

Интересная особенность этого маршрута в том, что прекрасные природные пейзажи здесь соседствуют с мрачными видами заброшенных творений человеческих рук. И всё это «брошенное» – в виде хаотично разбросанных обломков, полуразрушенных конструкций, непонятного назначения деталей – активно поглощается природой, но видно, что даже для неё это слишком) А главное, везде есть своя история: как и зачем всё это появилось здесь, а затем было оставлено. 

Начну с красивой части маршрута: в точках 1, 2 и 5 был выезд к берегу. Там – умиротворяющие виды: воды залива, песок, камни, облака. Хочется остаться и, неспешно прогуливаясь, просто созерцать:

-2
-3
-4
-5

Ещё одно очень атмосферное место – береговой уступ Серово (точка 3), который является бывшим берегом древнего Литоринового моря, находившегося на месте Балтийского в период 7,5-4 тыс. лет назад.

-6
-7
-8

Высота уступа от 15 до 35 метров – с него открывается вид на Финский залив и Приморское шоссе, идущее вдоль подножия уступа. 

-9

В начале XX века предприниматель В.К. Орловский скупал в этих окрестностях большие участки земли, нарезал на более мелкие и перепродавал для дачной застройки. Кроме того, создал акционерное общество по строительству и благоустройству дачных имений «Каунис и Тойвола» (с финского – "место прекрасных надежд"). Помимо строительства дач, он занимался постройкой дорог, организацией железнодорожного сообщения, электрификацией. Были заложены парки «Каменная гора» и «Корниш». Пейзажный парк «Корниш» как раз и располагался на высоком обрыве в 200-300 м от Финского залива, а «Нагорный бульвар Корниш» проходил вдоль бровки Литоринового уступа.

Источник: terijoki.spb.ru
Источник: terijoki.spb.ru

Революция 1917 года, как водится, положила всему конец.

Во время войны в 1942-1944 гг. здесь располагался цементный завод, использовавший песок для производства раствора. 

Финский цементный завод. Фото из архива SA-Kuva, 1943 г. 
Источник: terijoki.spb.ru
Финский цементный завод. Фото из архива SA-Kuva, 1943 г. Источник: terijoki.spb.ru

Финны строили оборонительную линию «Ваммельсуу – Тайпале» (так называемый "Карельский вал"): в окрестностях до сих пор можно увидеть противотанковые надолбы и бетонные укрытия.

Сами финские укрепления здесь мы не посмотрели, зато посмотрели остатки форта "Ино" и ещё множество разрозненных заброшенных объектов поблизости.

О них – в следующих частях.