Село Алидзор близ Капана на юге Армении вошло в историю как оплот Давид-бека и столица несостоявшегося армянского княжества, которое этот мятежный полководец обрёл в борьбе сначала против иранского шаха, а затем - против турок, вторгшихся в Иран. Правление Давид-бека продлилось всего пару лет, а дальше, в 1728 году, он умер в Алидзоре от болезни. Однако здесь же, в западных предместьях Капана, столица Сюника располагалась и за тысячу лет до него. Ну а Сюник - это армянское название Зангезура, крайнего юга маленькой горной страны, узкой полосой отделяющего Нахичевань от "материкового" Азербайджана.
Ведь древнее название этой горной страны - Сисакан, а Сюником сделалась она за тысячу лет правления нахарарского дома Сюни. Когда и как они здесь обосновались - историкам не известно, но родословную свою Сюни возводили к мифическому армянскому первоцарю Айку Наапету, а Сисакан привёл из бывшей Мидии в Великую Армению в 189 году до нашей эры вполне реальный царь Арташес I. По происхождению мидянин, породнившийся с правившей прежде династией Ервандидов, вероятно здесь он имел удел.
Два века спустя Арташесидов на армянском троне сменили парфяне Аршакиды, три ветви которых в лучшее время правили Ираном, Арменией и Албанией, и вот при них-то Сисакан от Аракса до Севана был закреплён как ашхар (княжество-провинция) дома Сюни. Сам их род, в каждой долине пустивший по ветви, уже тогда был одним из сильнейших среди нахараров (князей) и имел крупнейшее в Великой Армении, после царского, войско. Возможно, именно Сюни, воспользовавшись помешательством Трдата III, стояли за крещением армян.
Но играть Сюни предпочитали не в престолы, а в геополитику - почти не участвуя в борьбе за царской трон, все силы они вкладывали в свою вотчину, и больше заботились о том, как отношения построить не с Мамиконянами, Камсараканами или Рштуни, а с Парфией, Римом, Аравией и Византией. От армянских восстаний против чужого ига Сюни как правило держались подальше и в 571-640 годах даже переходили из Армении в другую провинцию - причём не какую-нибудь, а Азербайджан! Но вместе с тем "вероломным предателям" Сюни удавалось сохранить в своих долинах мир, а с ним - армянскую культуру.
К концу 9 века сильнейшими армянскими родами оставались Сюни, Арцруни и Багратуни, конфедерация которых под началом последних стала основой возродившегося Армянского царства. В 987 году Смбат Саакян Сюни провозгласил себя царём, и хотя после короткой войны признал себя вассалом Багратидов, царский титул остался при нём.
Центром новоявленного царства сделался гавар (уезд) Балк в долине Вохчи, вотчина сюнийской ветви Дзагикянов, под чьим замком Багаберд выросла новая столица Капан в 15 километрах выше по Вохче от своего нынешнего тёзки. При следующем государе Васаке Сюникское царство достигло расцвета, а при его наследнике Смбате II в 1045 году пережило падение Багратид и обрело независимость... Но насладиться полной властью дому Сюни было не суждено: на бездетном Григоре I в 1072 году тысячелетняя династия оборвалась, и новым царём стал Сенекерим из Хачена (Карабаха).
Да и гибель сюзерена несла за собой новое иго - Багратидскую Армению разрушили кочевники-сельджуки. Независимость двух царств на её осколках - Лорийского на севере и Сюникского на юге, - оставалась вопросом времени: с 12 века кочевники долина за долиной укреплялись и в этих горах. Древний Капан был разрушен в 1126 году, и на месте его теперь лишь городище, почти не заметное в густом широколиственном лесу. Но осталось и ещё кое-что - монастырь Ваганаванк чуть в стороне от трассы в 5 километрах от западных окраин Капана.
Таксист пару раз предложил нам съездить сюда за дополнительную плату, а потом махнул рукой и без лишних реверансов повёз нас бесплатно, ибо можно ли гостям Капана Ваганаванк не показать?! Извилистая дорога к обители была уставлена машинами, вокруг которых так и кишели школьники всех классов. Взбудораженная свободой от школьных стен и долгой дорогой, при виде колоритных иностранцев детвора приходила в восторг. Нашлись и такие, кто видимо в шутку стали покрикивать нам "Хэллоу, мистер, мани-мани!", на что я, многозначительно покосившись на учителей, ответил "Не позорь свою страну!", и надеюсь, учителя меня поняли правильно. Выше, в стенах обители, обёрнутый лентой стол ломился от яств:
И гуляли то ли две, то ли три свадьбы разом:
При всей скромности, Ваганаванк в истории Армении можно поставить в один ряд с Санаином и Ахпатом или Татевом и Нораванком. У истоков его стояли два Вагана Дзагикяна: Ваган I основал обитель на склоне горы Тигранасар в 911 году, а Ваган II, будущий католикос Ваган Сюнеци, построил в 930-х годах большую часть сохранившихся зданий. В том числе - самое запоминающееся из них, "часовню на платформе" Сурб-Петер-Погос:
На самом деле представляющей собой всего лишь проём древних ворот. Кладка часовни архаична, как у крепостей Урарту, а остатки разрушенного притвора и вовсе кажутся мегалитами доисторических людей:
С другой стороны от поляны, на которой когда-то стояли другие здания монастыря, высится храм Сурб-Григор 910-х годов с пристроенными Ваганом II колонным залом и гавитом:
Где и находятся, на самом деле, главные сокровища Ваганаванка - могилы царей и цариц Сюни, с переносом столицы в Капан превратившими этот монастырь в государеву обитель. Герои истории, рассказанной парой абзацев выше, все эти могущественный Смбат II и бездетный Григор I, покоятся под плитами, на которых теперь гуляют свадьбы. А плиты просты и сдержаны, и кажется, надо править не менее 1000 лет, чтобы не украшать надгробие ничем, кроме своего имени.
Благодарные водителю за подарок, едем вверх по долине Вохчи - Дорога поперёк долин имеет один перпендикулярный двум другим участок:
Где-то в кустах у трассы осталась старейшая в Армении Кафанская ГЭС (1909) у селения Джрахор, построенная, видимо, французскими инвесторами, которым потеснить с местных руд греческих купцов не помещало даже отсутствие железной дороги. Над селом Давид-бек, видимо тем самым Алидзором, я старательно выглядывал руины Багаберда - древней крепости Дзагикянов, куда Сюни перебрались после разорения Капана. В 1170 году пал и этот оплот, и в следующий раз долгоживущим независимым государством обзавестись армянам случилось лишь спустя 820 лет.
Над Сюником, впрочем, тюркское иго было тогда относительно недолгим - грузино-армянское войско Закарянов и закрепившиеся здесь князья Орбеляны подарили горному краю ещё пару спокойных веков. Но то - другая история: центр Орбелянова Сюника сместился в Арени, Ехегис и Татев, а долины Зангезура превратились в медвежий угол.
Руин Багаберда, увы, я не высмотрел. Окончательно замыкает округу Капана стоящий на скале Медведь (1966), добыть которого, судя по числу отметин, мечтает каждый армянский охотник: