Найти тему
Игорь Рабинер

Не слушайте политиков и не болейте против сборной Украины!

Привет, с вами Игорь Рабинер!

Стоило поздравить украинскую сборную с победой в Боснии и выходом в стыки — как началось. Сперва понабежали с язвительными, а то и оскорбительными комментариями недоброжелатели Украины (скорее страны, чем ее национальной команды), в ответ — ее жители и выходцы из нее. И началась постерваловка, которую полностью остановить невозможно, а притормозить — только удалением самых безобразных высказываний. При этом считаю аудиторию своего канала в большинстве своем достаточно интеллигентной, воспитанной и сдержанной. Что же тогда в более разнузданных пабликах творится?!

Грустно все это. Самое плохое, что политика так повлияла на умы простых людей именно по отношению к себе подобным. Хотя о чем вообще можно говорить, если даже в гораздо более мирные и спокойные в отношениях двух стран времена, когда жребий свел Россию и Украину в отборе Евро-2000, перед знаменитым матчем 1999 года «Советский спорт» вышел с чудовищной «шапкой» «Бей, Хохлов, спасай Россию!»?! Выпустило такую газету это издание, а стыдно было мне.

Да, и в советские времена соперничество «Спартака» с киевским «Динамо» сильно будоражило умы людей по обе стороны тогда еще формальной российско-украинской границы. Обе болельщицкие армии терпеть не могли друг друга, и начавшиеся в 80-е фанатские драки наиболее свирепый характер приобретали именно у активных поклонников двух этих клубов. И в футболе это были полюса — тонкая, изящная комбинаторика Бескова против прессинга, универсализма и четких, выверенных линий Лобановского, предсказавшего футбол будущего. Эстетика против мощи. Они были альтер-эго друг друга, благодаря которым их собственная неповторимость играла еще более яркими красками.

Те «Спартак» и «Динамо» (Киев) были образцами стилей. И знаю от многих футболистов с обеих сторон — очень уважали и дружили друг с другом. На поле сражались люто, но при первой возможности садились за общий стол и пили до победного. А после развала Союза было несколько матчей ветеранов — так на том же Республиканском стадионе в Киеве собирался полный стотысячник, при том что на чемпионат Украины и половины никогда не приходило. А потрясающий ажиотаж вокруг ежегодных матчей «Спартака» Романцева и «Динамо» Лобановского в Москве на Кубке Содружества?! И совершенно чудесный уровень этих игр...

Один из моих ближайших друзей — киевлянин и болельщик «Динамо», и когда мы с ним, 17-летние пацаны, познакомились после первого курса на теплоходе, барражировавшем по Волге, то часами спорили на спартаковско-динамовскую, бесковско-лобановскую тему. В этих спорах вдруг и осознали, что есть не только своя, но и другая футбольная правда, столь же аргументированная, полная своей могучей истории и имен, в которую люди так же верят, как ты — в свою.

В 2012-м мне посчастливилось написать вместе с главным редактором украинского журнала «Футбол», блестящим журналистом Артемом Франковым книгу об украинском футболе, со многими легендами и героями которого я имел возможность общаться. В конце концов, я появился на свет уже в Москве, но мои родители — одесситы, пусть город Ильфа и Петрова, Жванецкого и Бабеля, Буряка и Беланова всегда предпочитал называть себя «вольным», а многие его футболисты переходили не в киевское «Динамо», а в «Спартак»: Пасулько, Перепаденко, Цымбаларь, Никифоров, Парфенов... Тем не менее СССР давно распался, а Одесса — город Украины. И я должен вырезать часть себя?

Всё это теснейшее переплетение на протяжении всей жизни не дает мне иных эмоциональных шансов, чем болеть за Украину в любом матче, кроме как против России. И таких людей, уверен, очень много — просто те, кто настроен негативно, всегда заметнее и агрессивнее. Это так же, как в комментариях к статьям: 95 процентов тех, кому понравилось, промолчат и будут читать дальше, зато те, кому пришлось не по душе, устроят публичный вой.

Полностью текст об этом — ЗДЕСЬ