Найти тему
Азбука-Аттикус

Кто такой колотильщик, почему женщины носили корсеты, а мужчины — цилиндры: 4 факта о жизни викторианцев

Оглавление

Викторианская эпоха — одна из самых интересных и насыщенных страниц истории Англии. Об этом периоде написано много, но книга уважаемого британского историка Рут Гудман совсем не похожа на труды других специалистов. «Как жить в Викторианскую эпоху. Повседневная реальность в Англии ХIX века» — увлекательное исследование, в котором без прикрас показаны стандартный день современника Викторианской эпохи и все занятные странности тех времен. В нашем материале рассказываем четыре интересных факта из этой книги.

Утро начинается не с кофе

Иллюстрация из книги «Как жить в Викторианскую эпоху. Повседневная реальность в Англии ХIX века»
Иллюстрация из книги «Как жить в Викторианскую эпоху. Повседневная реальность в Англии ХIX века»

В Викторианскую эпоху простые люди вставали очень рано: кто-то в шесть утра, кто-то в пять, а если нужно, то гораздо раньше. Неслыханной роскошью было понежиться в кровати до восьми часов, но такая возможность предоставлялась лишь в Рождество. Большая часть трудового люди поднималась с рассветом, но у многих время подъема было определено более строго. Тем, кто должен был вставать очень рано и приходить на работу к определенному часу, например фабричным рабочим, неоценимую услугу оказывал колотильщик. Вооружившись длинной тростью и фонарем, он ходил по улицам и стучал в окна своим клиентам.

Эта необычная профессия появилась из-за того, что часы были дороги и очень немногие рабочие их могли себе позволить. А вот колотильщик, один раз потратившись на часы, в дальнейшем обеспечивал себя скромным заработком. Он работал ночью и рано утром, и каждый из его многочисленных клиентов платил ему один пенни в месяц. Колотильщиков можно было встретить в больших городах и промышленных городках по всей Британии, от Портсмута до Инвернесса, и даже в небольших торговых городах, таких как Болдок в Хартфордшире, где на одном из трех местных пивоваренных заводов имелся специально нанятый человек, который в три часа ночи будил заводских извозчиков. Население Болдока составляло всего две тысячи человек, но среди них хватало работников железной дороги, пивоваренных заводов и множества небольших мастерских, так что колотильщик не оставался без дела.

Цилиндры как символ респектабельности и богатства

Иллюстрация из книги «Как жить в Викторианскую эпоху. Повседневная реальность в Англии ХIX века»
Иллюстрация из книги «Как жить в Викторианскую эпоху. Повседневная реальность в Англии ХIX века»

Шляпы, как и сюртуки, редко снимали на публике. В британском обществе было принято носить шляпу, и мужчина мог приподнять ее лишь на короткое время, чтобы выразить почтение. Самой очевидной функцией шляпы была защита мужской головы от холода и дождя, но, кроме этого, шляпа имела вполне определенный культурный подтекст, она возбуждала чувство независимости и самоуважения. Мужчина надевал шляпу, когда выходил из дома, готовый встретиться с миром лицом к лицу, — она была частью его личной брони, как макияж для некоторых женщин.

В период правления королевы Виктории наиболее престижным головным убором считался цилиндр. Изначально он был необычайно высоким — у самых эксцентричных молодых богачей высота цилиндра доходила до 35,5 см. Но за 10 лет его высота сократилась до более привычных нам 25,5 см. Ассортимент цилиндров разного качества был широк. Наметанный глаз мог по цилиндру отличить бизнесмена от лорда. По-настоящему доступной вещью цилиндр не был никогда. Фабричный рабочий мог купить самый простой цилиндр, заплатив за него примерно двухнедельную выручку. За лучший шелковый цилиндр вместе со специальной кожаной коробкой для хранения и перевозки фабричный рабочий отдал бы заработную плату за три месяца. Цилиндры говорили о богатстве. Долгое время этот головной убор носили лишь представители высшего класса, и благодаря этому вокруг цилиндров сформировался дух респектабельности, неподвластной капризам моды.

Без корсета никуда

Иллюстрация из книги «Как жить в Викторианскую эпоху. Повседневная реальность в Англии ХIX века»
Иллюстрация из книги «Как жить в Викторианскую эпоху. Повседневная реальность в Англии ХIX века»

В правление королевы Виктории женщины всех классов носили корсеты. Корсет не только создавал модный силуэт — по мнению викторианцев, корсет обеспечивал женщине самоуважение, привлекательность, позволял соответствовать социальным нормам, а также имел ряд полезных для здоровья свойств.

Согласно общему мнению репродуктивные органы женщины делали среднюю часть их организма особенно деликатной и уязвимой. Как ни парадоксально, это убеждение и впрямь было недалеко от истины, поскольку женщина в корсете, особенно привыкшая носить его с детства, постепенно теряла мышечный тонус. Корсет служил опорой для мышц спины и живота, и эти мышцы практически не использовались. Как следствие, они становились слабыми и едва ли не атрофировались. Если бы такая женщина провела день или два без корсета, она, вероятно, обнаружила бы, что его отсутствие доставляет ей дискомфорт, что она быстро утомляется и чувствует вялость в средней части тела. После этого женщина, скорее всего, вернулась бы к своему корсету с чувством облегчения, лишний раз убедившись в том, что это совершенно необходимый предмет гардероба.

Периодические издания, такие как журнал Female Beauty, утверждали: «Женщины, которые носят очень тугие корсеты, жалуются, что без них не могут сидеть прямо, и, более того, вынуждены надевать корсет на ночь, ложась в постель». Поскольку в то время прямая осанка считалась одним из главных достоинств мужчин и женщин, эти переживания приобретали дополнительный вес. Красивыми, успешными, модными и сильными считались те, кто стоял и сидел прямо.

Считалось, что корсет полезен не только как опора — он дает тепло, особенно необходимое слабо защищенным внутренним органам женщины: переохлаждение почек и других органов считали опасным и глупым, способным привести к целому ряду расстройств и недомоганий. Женщины, носившие корсет, защищали себя от капризов британской погоды. Корсеты особенно ценили за то, что они защищали от ветра. Общество по умолчанию ожидало от женщины привлекательной, затянутой в корсет фигуры. Если женщин носила корсет, она ежедневно доказывала себе и окружающим, что у нее есть правила и, что еще важнее, чувство собственного достоинства. Без корсета обходились лишь женщины, готовые стать изгоями в обществе.

Запахи Викторианской эпохи

Иллюстрация из книги «Как жить в Викторианскую эпоху. Повседневная реальность в Англии ХIX века»
Иллюстрация из книги «Как жить в Викторианскую эпоху. Повседневная реальность в Англии ХIX века»

Когда королева Виктория взошла на трон, преобладающим или, во всяком случае, одним из самых широко рекламируемых ароматов был одеколон. В «Книге ароматов» говорится, что основу одеколона составляет тончайшая смесь цветков апельсинового дерева сладких и горьких сортов, соединенных с маслами, отжатыми из кожуры. Это был давно зарекомендовавший себя аромат, впервые полученный и ставший популярным еще в XVIII веке. Изначально душиться одеколоном предпочитали мужчины, но в третьем десятилетии XIX века в Англии им пользовались и мужчины, и женщины. Его наносили на носовые платки и перчатки, а также на тело — острый, чистый аромат пробивался через все остальные запахи.

Характерным запахом середины XIX века были масла бергамота и лимона, которые иногда использовали по отдельности, но чаще вместе. Этой смесью ароматизировали почти все — от кремов для рук и помад для волос до подушечек для булавок. В 1880 году бергамот и лимон начали терять свою привлекательность. Они казались старомодными и примитивными по сравнению с тяжелыми и сложными новыми ароматами — мускусом и амброй, пачули, пряностями и другими дорогостоящими ингредиентами.

В 1890-х годах в мире высокой моды уже не было моноароматов, духи изготавливали не из одного-двух компонентов, а из восьми-двенадцати. Их продавали крошечными порциями в изящных, обильно украшенных флаконах, и они служили наглядным подтверждением богатства. Между тем среди дешевой продукции на массовом рынке решительно возобладало лавандовое масло. Конец XIX века был эпохой двух запахов — элита благоухала экзотическими мускусными композициями, в то время как все остальное общество утопало в ароматах лавандового масла, лавандовой воды, лавандового мыла, лавандовые попурри и саше из лаванды.

Если вам понравился материал, оцените его в комментариях или поставьте лайк. Еще больше интересного о книгах, литературе, культуре вы сможете узнать, подписавшись на наш канал.