Вчера ещё потянула, как мне кажется, за потрясающую нитку.
Вспомнила, как в феврале 2020 года читала Пинчона, который не давался мне, наряду с Кантом, добрых 6 лет.
В качестве лейтмотива и эпиграфа к произведению выступал лозунг «Sous les pavés, la plage!» (так запавший мне в душу «Под брусчаткой - пляж!») французских студентов в мае 1968 (кажется, событие именуется, как красный май). Событийно - вновь (в истории страны их, действительно, немало) стихийный многомиллионный протест против авторитаризма, капитализма и всего рядом стоящего, где все по-взрослому, как полагается: баррикады, забастовки, массовые демонстрации и беспорядки. События, безусловно, жуткие, если примерять на себя. Но отражение таких историй в искусстве поражает сознание. Совершенно сумасшедше красивые граффити, находящие отклик в душе лозунги (On achète ton bonheur. Vole-le. - Твоё счастье куплено. Укради его! или La poésie est dans la rue! - Поэзия на улицах! - гад дэмн, вы только послушайте!), после - Бертолуччи со своими «Мечтатели», куча культурно-политических акций, музыка и книги.
Этот мятежный дух не даёт покоя сознанию. Думаешь, вот она, Франция - свободолюбивая, бунтарская, полная авантюризма и юности.
В марте 2020, оказавшись в Париже, мечтала попасть к этой площади, где десятилетия назад все разобрали на булыжники вплоть до того самого песка. Само событие является символом описанных мной выше чувств. Не попала, но вовремя опустив голову, увидела и брусчатку, и песок.
Восторгу тогда не было предела, как и при пробуждении этого важного для меня воспоминания.
На этой волне подумалось, как же много переплетений, как много связей, невозможно вообразить.
Вся история современного виноделия и впрямь строится на противоречиях.
А сегодня открыв бутылку Шена от крутого Поля-Анри Тиллардона (12 га в зоне Крю-Божоле, вина крутые - солоноватая минеральность на очень чистом ягодном профиле), решила рассказать о пионерах Божоле и «что вообще оно такое/почему так здорово?».
Что чаще известно? Каждый третий четверг ноября в южной части Бургундии воцаряется праздник молодого вина «Божоле Нуво». Оно не требует много внимания: навязчивое в аромате, нервное, угловатое, совсем неотесанное, и с отсутствием потенциала. Зато понятно, ярко и крайне доступно, да и праздники мы все очень любим.
Вино произведённое в спешке, без души, не опрятно.
Все же знали, что будет «но»?
Такой шаг скомпрометировал репутацию региона.
В любой сфере существует культура, ориентированная на количество, другая сторона всегда выбирает качество. Рост последнего показал нам четыре звёзды региона в 80-е годы.
Запоминаем имена людей, державших «бунтарский факел»: Марсель Лапьер, Ги Бретон, Жан Фойяр и Жан-Поль Тевене.
Эти мятежники призывали вернуться к старым методам виноградарства и винификации:
⁃ не использовать синтетические гербициды или пестициды,
⁃ собирать урожай поздно, тщательно сортировать виноград при сборе,
⁃ добавлять минимальные дозы диоксида серы или вообще ничего,
⁃ отказаться от шаптализации и тд.
Теперь эти виноделы, как маяк сложного и глубокого Гаме, как свет качества и новых открытий.
Сейчас есть много молодых виноделов, что создают не менее крутые вина, но это скорее влияние роста осознанности что ли.
Действительно, новая веха в каждой культуре.
Жан Фойяр все также держит флаг, как и Ги Бретон, но уже не так громко и нарочито, Жан-Поль Тевене ушёл на пенсию, а Марсель Лапьер скончался в 2010.
В те времена никто не подозревал, что «банда четырех» станет причиной целой революции натуральных вин в Божоле, которая вернет регион в карту великих вин Франции.
Вывод короткий, в отличии от текста.
Больше смелости и авантюризма, меньше сомнений. Критикуйте все и верьте себе, это совершенно точно самое верное решение.✨