Найти тему
18,9K подписчиков

200 кг помидоров с теплицы. Мой опыт 2021. Какие сорта произвели впечатление.

20K прочитали
В начале прошлого сезона я писала обзорную статью о томатах кистевого типа. Это сорта, предназначенные для промышленного выращивания.

В начале прошлого сезона я писала обзорную статью о томатах кистевого типа. Это сорта, предназначенные для промышленного выращивания. Производители обещают невероятную урожайность, что меня очень вдохновило.

Поделюсь своим личным опытом выращивания трех кистевых сортов томатов, а так же расскажу о тех сортах, которые порадовали меня в сезоне 2021. Фотографии не делала, поэтому иллюстрирую статью фото семян, а видеобзор сортов можно посмотреть в конце статьи.

«Красным-красно F1» и «Спасская башня F1»

В начале прошлого сезона я писала обзорную статью о томатах кистевого типа. Это сорта, предназначенные для промышленного выращивания.-2

Для меня эти гибриды выглядели практически одинаково. Высокорослые растения с крупными листьям, которые активно образуют пасынки. Как только удаляешь одни, нарастают другие.

Я формировала их в 1 стебель. До конца июля у меня успело завязаться по 3-4 кисти на растении, после чего я прищипнула верхушку, чтобы все помидоры в кистях успели вызреть. Несмотря на то, что оба сорта относятся к кистевым томатам, в кисти их было немного, по 3-4 штуки.

К самим помидорам нареканий нет никаких. Они довольно крупные. Идеальной формы. Красные, глянцевые, все как на подбор. На срезе плодоножка не слишком большая, не как у промышленных тепличных томатов. Вкус хороший. Дозариваются хорошо.

А вот по поводу запредельной урожайности все под большим вопросом. Во-первых, кисти расположены очень редко, через 4 листа, поэтому надо очень высокую теплицу или выращивать их в 2 стебля. Во-вторых, самих плодов в кисти довольно мало.

В начале прошлого сезона я писала обзорную статью о томатах кистевого типа. Это сорта, предназначенные для промышленного выращивания.-3

Скорее всего, эти сорта требуют усиленного питания. За сезон я несколько раз подкормила томаты настоем куриного помета и зеленым удобрением (до появления завязей на первых кистях), потом пару раз настоем золы. Возможно, им нужны хорошие фосфорно-калийные подкормки и обработка бором, чего я не делала.

Сами растения слишком облиственные, что мне не понравилось, т.к. листья закрывают плоды, поэтому приходилось регулярно вырезать лишние листья и пасынки в период созревания помидоров. Созревание было довольно поздним, начиная с конца августа.

Хочется ли мне вновь выращивать эти сорта? Однозначно, нет.

«Третьяковский F1»

В начале прошлого сезона я писала обзорную статью о томатах кистевого типа. Это сорта, предназначенные для промышленного выращивания.-4

Еще один гибрид кистевого типа из тех, что были описаны в прошлой статье. Он понравился мне немного больше, чем предыдущие два гибрида. Растение тоже слишком мощное, но и кисти внушительные, длинные, с большим количеством помидоров среднего размера. В одной кисти было 7-8 плодов.

Созревание не дружное, постепенно розовеет по 1-2 помидорчику. Сами плоды красивые, гладкие, правильной формы, идеального розового цвета. Вкус не вызвал ни восторга, ни разочарования. Помидор как помидор.

Но опять же, имеет значение агротехника и условия выращивания. Мы живем в предгорьях Алтая, это очень солнечный регион с коротким, жарким летом. Но прошлым летом было не слишком жарко, довольно много пасмурных дней, что, конечно, не добавило вкуса помидорам. Возможно, если подкормить их калием, сахаристость плодов была бы выше.

Понравился ли мне этот сорт? Скорее нет, чем да. Слишком рослые растения, требуют постоянного внимания и удаления лишних листьев. Созревание плодов не дружное, довольно позднее. У меня они начали поспевать с конца августа.

Не полтонны, но тоже неплохо

В общем, кистевые томаты меня не впечатлили, от слова «совсем». Места в теплице занимают очень много, а «выхлоп» маленький. Тем не менее в этом году с одной теплицы я собрала 27 ведер помидоров, т.е. больше 200 кг. Теплица из поликарбоната, 3 на 8 м, разбита на три грядки. На узких боковых грядках растения в один ряд, на центральной — в 2 ряда, но было слишком густо, поэтому в следующем году жадничать не буду.

Какие же сорта и гибриды порадовали меня в этом году?

«Будёновка»

В начале прошлого сезона я писала обзорную статью о томатах кистевого типа. Это сорта, предназначенные для промышленного выращивания.-5

Старый, известный многим сорт. Начал созревать самым первым. Кисти огромные, даже слишком длинные. В кисти до 10 плодов. Понятно, что при таком количестве крупных лишь несколько, остальные довольно мелкие. Но это опять же, как кормить. Видимо, ему нужны более интенсивные подкормки.

Плоды округло-приплюснутые, не похожи на картинку. По фото и по названию представляешь томат сердцевидной формы, он совсем другой. Либо мне досталась какая-то не та «Буденовка».

Плоды красные, сладкие, сочные. Созрели дружно и закончились довольно быстро, думаю, можно было бы формировать в 2 стебля.

Интересной особенностью была очень малая облиственность. Листья некрупные, не слишком мясистые и образование пасынков очень скромное. Даже в какой-то момент мне пришлось оставлять пасынки, т.к. после обрезки нижних листьев их осталось совсем немного.

Думаю, этот сорт нужно хорошенько подкармливать магнием, т.к. листьев мало и они явно не справляются с обеспечением плодов питанием.

А в целом, очень хороший сорт. Именно сорт, а не гибрид, поэтому я даже оставила свои семена.

«Мишка косолапый»

В начале прошлого сезона я писала обзорную статью о томатах кистевого типа. Это сорта, предназначенные для промышленного выращивания.-6

Крупноплодный высокорослый сорт. Сначала он не произвел на меня впечатления. Плоды не очень красивые, все немного разные, кто сердцевидный, кто круглый, кто с каким-то выступом, наростом и т.п. Они никак не хотели созревать и все росли и росли, пока не стали просто огромными. И вот только тогда началось созревание.

Наверное, это самый вкусный из прошлогодних сортов. Это настоящий биф-томат, чистое «мясо». При этом кожица нежная, мякоть сочная, вкус великолепный. Единственный минус — плоды трескаются. Они продолжают созревать и после растрескивания, но, конечно, долго не хранятся. Мы съедали их первыми, т.к. они были самыми вкусными.

Этот сорт однозначно посажу и в следующем году, тем более семян производитель насыпал щедро, хватило на два года. Это сорт, а не гибрид, так что можно будет собрать свои семена.

«Миллионер F1»

В начале прошлого сезона я писала обзорную статью о томатах кистевого типа. Это сорта, предназначенные для промышленного выращивания.-7

Это прям таки открытие прошлого года. Гибрид получил свое название за раннюю и дружную отдачу урожая. Имеется ввиду, что в то время, как у других еще только завязываются плоды, этот гибрид уже созревает и дает хозяину возможность разбогатеть за счет продажи первых помидоров по высокой цене.

В моем случае раннего созревания не произошло. Но здесь можно списать на множество факторов. И рассада получилась не очень, и солнца было немного и прочее. Созревать он стал одним из последних, только в середине сентября. Но спишем это на несовершенство агротехники.

Теперь о плюсах. Гибрид детерминантный. Сам остановился в росте. Пыталась формировать в 1 стебель, где-то не уследила, выросло в два. Можно выращивать и в 2 стебля, но необходима очень крепкая опора.

В этом году я подвязывала все томаты на шпалеру. Обычную синтетическую бечевку привязывала к нижней части стебля, делала несколько витков вокруг ствола и привязывала к опоре. «Миллионер» был единственным, кто чихать хотел на мою подвязку.

Огромные кисти с большим количеством плодов, по 10-12 в кисти, все плоды крупные, увесистые. Так что все это добро улеглось на дорожку. Приходилось поднимать, держать вдвоем, и вновь привязывать. Причем нижняя кисть расположена очень близко к земле, и все равно осталась лежать, но это ей не помешало.

Помидоры идеальной формы, гладкие, глянцевые, при созревании ярко-красные. Плотная кожица и плотная мякоть. Для транспортировки и продажи то, что надо. Хорошо для консервации. Не растрескиваются, лежат хорошо.

Замечательный гибрид, всем рекомендую!

«Горожанка F1»

В начале прошлого сезона я писала обзорную статью о томатах кистевого типа. Это сорта, предназначенные для промышленного выращивания.-8

Эти семена пришли в подарок к заказу, который я делала у «Уральского дачника». Не подумайте, это не реклама, а жаль))). Я выбирала интернет-магазин, который не слишком далеко территориально от нас, ассортимент семян мне понравился, цены порадовала, поэтому все заказывала у них, чтобы не платить за доставку несколько раз.

От подарка я не ждала ничего хорошего. Почему-то у меня было представление, что хорошего в подарок не положат, а так, какие-то бросовые семена. Мне пришлось пересмотреть свое отношение к миру. Эта «Горожанка» просто шокировала своей урожайностью.

Детерминатный гибрид, но более высокий, чем «Миллионер», высота кустов была примерно 1.2 -1.3 м. А помидоры, это что-то. В кисти их набито по 5-7 штук, и они огромные. При этом плотные, идеальной правильной формы, равномерно красные. Не растрескиваются.

Созревают друг за другом. Созревать начали практически одновременно с «Буденовкой», т.е. одними из первых.

Просто великолепный гибрид, жаль, что гибрид, а не сорт. Всем советую выращивать!

«Рапунцель Косы Золотые»

В начале прошлого сезона я писала обзорную статью о томатах кистевого типа. Это сорта, предназначенные для промышленного выращивания.-9

И напоследок томат черри. Как понятно из названия, черрики золотсто-желтого цвета. Это очень урожайный сорт. Первая кисть закладывается очень рано. Не скажу точно, над каким листом, но я сажала рассаду без заглубления, и первая кисть полностью лежала на земле. Кисти расположены очень часто, наверное, через 2-3 листа, но визуально кажется, что чаще.

Сами кисти очень длинные. Завязываемость великолепная. Вся кисть полностью от начала до конца покрыта плодами, без пропусков. Созревают постепенно, не сказать, что очень дружно, целыми кистями не собирала, срывала по 3-4 помидорки от основания кисти. Помидорки хорошего размера для черри, довольно мелкие. Кожица плотная, а мякоть сочная и сладкая.

Дозариваются и хранятся очень хорошо. Последние свежие помидорки, которые были собраны зелеными гроздьями в конце сентября, съели вот только что, в середине ноября. Отличный сорт, именно сорт, а не гибрид. Всем рекомендую. Не слишком облиственный, и при этом дико урожайный.

Были в этом году и свои разочарования, но о них напишу отдельно.

А как у вас в этом году с помидорами? Поделитесь вашим опытом в комментариях.

Если статья была полезна, поставьте лайк.

А вот и обещанный видео обзор моих томатов в сезоне 2021

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи PRO ОГОРОД.