Выставка Dubai Airshow в 2021 году порадовала нас и мировыми премьерами, и насыщенной лётной программой. Да, на МАКС полётов больше, но иной техники, что демонстрируется здесь, в наших краях не показывают. Так что, впервые после длительного перерыва, знакомимся с новинками мировой авиаиндустрии вживую.
Самая известная и крупнейшая авиакомпания в регионе – Emirates. Её широкофюзеляжные лайнеры выполняют полёты из дубайского аэропорта в пункты назначения в Азии, Европе, двух Америках и на австралийском континенте. Для Airbus и Boeing это важнейший клиент, благодаря которому запускаются (и без поддержки которого закрываются) программы широкофюзеляжных самолётов. Boeing сделала всё возможное, чтобы её новинка Boeing 777X заняла место в парке этой компании.
Ещё совсем недавно глава Emirates сетовал на то, что сертификация и поставки самолёта сильно отстают от ранее озвученного графика. Но в ходе выставки господин Кларк сменил гнев на милость. Теперь он готов ждать 2023 года.
Это означает, что шансы американского производителя сохранить лидерство в поставках нового поколения широкофюзеляжников сохраняются.
К слову, 777X летал очень активно, а вираж под углом почти в 100 градусов выглядел настолько вызывающе, что невольно учащался пульс. Но гигант плавно выравнивал крен и под негромкий шум огромных моторов переходил к следующей эволюции.
Что на это отвечают в Тулузе? Заявление о том, что на базе Airbus A350-1000 будет создан грузовой лайнер, встречено в индустрии с оптимизмом. Действительно, размер палубы и грузоподъёмность у новинки будут больше, чем у существующего Boeing 777F, а эксплуатационные расходы окажутся ниже. Правда, пока только сделан анонс запуска программы, а потому смотрим на хорошо знакомый нам по другим выставкам "карбоновый" A350.
В подтверждение серьёзности намерений Airbus принял первый заказ на этот грузовик. Air Lease Corp подписала соглашение о намерениях на поставку семи A350F, став первым заказчиком.
Кроме того, в соглашении упоминаются 25 A220-100, 55 A321neo и 20 сверхдальнобойных A321XLR, а также четыре A330neo.
Вообще европейцам удалось в этом году сорвать жирный куш. Indigo Partners, компания, которая запустила лоукост-проекты Wizz Air, Frontier, Volaris и JetSMART, разместила заказ на 255 самолётов семейства A321neo, включая 29 машин в версии XLR. Эти машины уже не горячая новинка – A321neo имеются у местного перевозчика Air Arabia. Но количество… это заявка на победу!
В Boeing не дали разгромить себя всухую. Старт-ап из Индии Akasa Air подтвердил намерение сформировать парк из 72 Boeing 737 MAX. По понятным причинам, фотографий самолётов для нового заказчика нет. Но есть Boeing 737 Max 9 EcoDemonstrator авиакомпании Alaska Airlines, который был на выставке.
Ещё один представитель семейства 737 – в ливрее FlyDubai, крупнейший эксплуатант 737 в регионе.
Глядя на успехи конкурентов, в том числе в странах Персидского залива, в ОАК не унывают. МС-21-310, впервые представленный за пределами России, активно летал, привлекательно стоял, и в самолёт часто поднимались посетители, в которых узнавались главы крупных авиакомпаний. Хочется верить, что наступит день, когда на дубайском авиашоу за контракты на узкофюзеляжные лайнеры будут успешно сражаться не две, а три или четыре компании, включая "Иркут".
Чем ещё порадовали нас иностранные авиапроизводители? Накануне выставки социальные сети облетела фотография с зеркальными буквами МС-21, информационным стендом МС-21-300 и свежим Airbus A330neo авиакомпании Uganda Airlines. Но уже в первый день работы выставки всё встало на свои места.
Светлый саудовский Dreamliner хорош и днём, и в сумерках.
Красавец A350 из Etihad.
Рядом с A350-900 из Эфиопии стоит A380 авиакомпании Emirates. Компания порадовала любителей больших самолётов заявлением о том, что скоро 60 гигантов, ранее припаркованных, вернутся в небо.
На ступеньку ниже по размерности бизнес-джет от Airbus…
…и Boeing 737 MAX FlyDubai, вариант "ночной".
Знакомый по Ле Бурже и МАКС-2019 Tech Lion от Embraer…
…и Airbus A220 компании airBaltic. Правда, от него в кадре остался только хвост, но в старом добром мультфильме нас уверяли, что хвост – это главное!
Из бизнес-джетов отмечу 8X и макет салона 6X от Falcon, знакомые нам по RUBAE.
Далее Global 7500
И самый классный – Aurus Business Jet. В том числе и с почётным эскортом в виде Дримлайнера и "Альфурсанов" ))
Совсем небольшой Tecnam P2012…
…и симпатяга Cirrus Vision Jet необычной формы и конструкции.
Маленькая Cessna 182 интересным номером DU-001 стояла особняком на красном ковре как главный гвоздь салона. Что в ней такого удивительного, никто не понял...
Неожиданно на статике GEnx – один из самых больших в мире авиадвигателей. Его диаметр больше, чем диаметр фюзеляжа любого регионального самолёта!
Не вся продуктовая линейка ведущих производителей была представлена "в натуре". С некоторыми самолётам можно было познакомиться только на стендах, где были размещены модели. Boeing показал "девятку" 777, две "десятки" (737 и 787), а также 777F.
А у Airbus был инновационно-перспективный ZEROE.
Подведём итоги. Airbus сорвал джек-пот и увезёт домой большую пригоршню монет.
Boeing получает поддержку со стороны авиакомпаний стран Персидского залива…
А "Иркут" показывает свои амбиции на перспективном рынке среднемагистральных пассажирских самолётов.
Марина Лысцева, Олег Пантелеев, специально для этого блога.
Что покажет Россия на авиасалоне в Дубае
Checkmate : партия с шейхами
"Русские витязи" показали класс на авиашоу в Дубае