Найти тему
Буду фельдшером

Советский фильм о врачах, поиске вакцины и карантине

Фильм "Карантин" был снят в 1968 г., и сегодня его бы сочли арт-хаусным. Действие всей истории проходит в нескольких помещениях, в которых заперты пятеро сотрудников лаборатории, а в качестве контраста режиссер (любители феминитивов написали бы тут "режиссерка", потому что это женщина - Суламифь Цыбульник) выбирает много-много общих планов с прохожими, улицами, воспоминаниями главных героев.

Скриншот из фильма "Карантин" (СССР, 1968)
Скриншот из фильма "Карантин" (СССР, 1968)

Вкратце сюжет таков. В лаборатории НИИ инфекционных болезней произошла серьезная авария: был поврежден контейнер и теперь все сотрудники потенциально заражены смертельным "вирусом Джосера" (болезнь выдуманная). Руководитель лаборатории, профессор Николай Петрович Баландин, узнает об этом, вернувшись с какого-то собрания. Он врывается в лабораторию (хотя не должен был, там ведь аварийная ситуация и смертельный вирус) и принимает на себя руководство ситуацией. Теперь пятеро человек - четыре рядовых сотрудника и их руководитель - сидят в карантине. Им нельзя покидать помещение, они должны отслеживать свое состояние. Профессор решает продолжить исследования по выведению живой вакцины от вируса, тем более, что они почти уже завершены. Час с небольшим зрители смотрят, как эти люди уживаются вместе, что говорят друг другу, какие чувства испытывают в стрессовой ситуации (они изолированы от внешнего мира и может быть даже больны неизлечимой болезнью).

Фильм снят в эпоху культа научно-технического прогресса. В нем показано очень много лабораторного оборудования. Герои фильма работают и параллельно ведут диалоги о жизни
Фильм снят в эпоху культа научно-технического прогресса. В нем показано очень много лабораторного оборудования. Герои фильма работают и параллельно ведут диалоги о жизни

Главных героев пятеро и все они - сложные. Нет идеальных людей и плохих злодеев. В каждом есть плохое и хорошее, и они этим делятся в бесконечных диалогах. Врач Евдокия Ивановна Дорошенко ведет себя как взрослая, не дает волю слезам и панике, поддерживает каждого и старается вразумить тех, кто впадает в панику. Лишь по ночам она дает себе волю и может заплакать или спуститься к окну, где она будет бесконечно смотреть на мужа.

Одна из самых сильных лиричных сцен фильма. Евдокия встречается ночью с мужем. Через стекло, конечно.
Одна из самых сильных лиричных сцен фильма. Евдокия встречается ночью с мужем. Через стекло, конечно.

Другой врач, ее однокурсник Сергей Анисимович Махов, обвиняет профессора в том, что тот слишком торопился с вакциной, заставил их работать на непроверенной установке, и теперь они все может быть неизлечимо больны. Мы узнаем, что он человек с непростым прошлым - участник ВОВ, после войны поступил в медицинский институт, параллельно с учебой работал фельдшером на скорой.

Есть еще лаборантка Лиля, окончившая фельшдерскую школу (видимо, в те годы это аналог медицинского училища). Она совсем молода и мы узнаем, что скоро она станет матерью-одиночкой. Очень интересен ее диалог с Евдокией Ивановной. Лиля говорит ей, что хочет поступить учиться в институт и спрашивает совета, куда ей пойти? Евдокия отвечает, что, конечно же, в медицинский. Она рассказывает про киевского врача, которого после смерти отпевали сразу в православном храме, католическом соборе и синагоге. "Врач - это не профессия, а религия", - говорит Евдокия Ивановна и вспоминает, как тяжело ей давался уход из жизни ее пациентов.

Лиля и Махов
Лиля и Махов

А самый громкий и яркий в этой компании - молодой врач Игорь, спортсмен, красавец, который поет под гитару, умеет ходить на руках и старательно скрывает, как ему на самом деле страшно заразиться.

В фильме врач Игорь, персонаж актера Юрия Краморного, поет три песни. Одну - Юлия Кима ("Губы окаянные"), вторую Новеллы Матвеевой ("Цыганка-молдаванка") и, наконец, Владимира Высоцкого ("Давно смолкли залпы орудий")
В фильме врач Игорь, персонаж актера Юрия Краморного, поет три песни. Одну - Юлия Кима ("Губы окаянные"), вторую Новеллы Матвеевой ("Цыганка-молдаванка") и, наконец, Владимира Высоцкого ("Давно смолкли залпы орудий")

Чуть в стороне от них - профессор Баландин, возглавляющий лабораторию. Мы понимаем, что у этого эпидемиолога за плечами много опыта и много великих открытий, он из тех, кто сражался с эпидемиями чумы и бог его знает, чего еще. Он очень трезво смотрит на вещи. Так, после очередного опыта, когда Евдокия Ивановна начинает поздравлять его с созданием вакцины от "вируса Джосера", профессор останавливает ее и между ними происходит такой диалог:

- Вы не верите в нашу вакцину?
- Это в бога можно верить или не верить, а вакцина просто будет. Весь вопрос: когда.

Он самый опытный среди сотрудников и на нем больше всего ответственности, которую он осознает и несет, без громких слов, геройства и махания флагами. Собственно, зритель довольно быстро догадается, кто же из этой команды заболеет "вирусом Джосера".

Коллектив поздравляет профессора с успешным окончанием испытаний вакцины
Коллектив поздравляет профессора с успешным окончанием испытаний вакцины

Этот фильм не назовешь динамичным, он не о событиях, а о психологии человеческих отношений. Диалоги в нем перемежаются общими планами города, длинными и короткими, кстати, очень красивыми, которые показывают под тревожную музыку. Настроение меняется от лирического к тревожному и обратно. Это совершенно не массовый фильм про хороших интеллигентных людей, которые занимаются важным делом и оказались в непростой ситуации. Все они - профессионалы, врачи-исследователи, и этот профессионализм, конечно, накладывает свой отпечаток на их личный и бытовой опыт.

#советское кино #фильмы про врачей #фильмы о медицине #фильмы 1960-х #кино ссср