Первая Мировая была войной переходного, переломного периода, когда наравне с огнестрельным часто использовалось и холодное оружие. В том числе пики, уже в довоенное время вызывавшие много споров о своей целесообразности. Использовались с переменным успехом...))
После 1914 года пики почему-то получили многие кавалерийские части, до того ими не обладавшие и, соответственно, действовать ими не умеющие. Например, казаки и горцы Кавказа, которым пика эта была нужна, как селедке противогаз. Так, например, один боец Ингушского конного полка, некто Чантиев с детсадовской искренностью объяснял командующему Девятой армией генералу от инфантерии П. А. Лечицкому в 1915 году:
"Нам пика не нужен... Наша ингуш, чечен, кинжал, шашка, винтовка имеем, а пика ... наша бросил к ... матери".
(с) А. В. Марков, "В Ингушском конном полку."
Предпринимались и попытки вооружить пиками кубанских казаков - которые, в отличие от донцов, никогда этим оружием не увлекались и не славились. В 1917 году (в марте) в 1-й Екатеринодарский полк прислали 431 стальную пику образца 1910 года. Вместе с ней прислали 14 нижних чинов 11-го Донского казачьего полка в качестве инструкторов по владению сим оружием. Что было дальше, история умалчивает, но вряд ли в тот лихой год кубанцы всерьез тратили свое время на обучение пикейному фехтованию...
Но были примеры и вполне эффективного использования пик на фронте.
"Командовав: 1) эскадрон!.. 2) шашки к бою! 3) пики на бедро! ... 5) рысью марш!, мой эскадрон первым двигался в атаку. Немецкие пулеметы и ружья трещали без умолку, непрерывный свист пуль прорезывал воздух. Я видел лично, как немцы, зарубленные нами, валялись у своих окопов, некоторые трупы были пригвождены пиками к земле."
(с) "3-я кавалерийская дивизия в боях на реке Дубиссе в мае 1915 года". Старый Цеихгауз, № 65-66.
Выше описан эпизод из жизни и боя улана из 3-го эскадрона 3-го уланского Смоленского полка.
"В дивизии наш полк считался наиболее боевым. ... Поэтому мы часто ходили в атаку в конном строю. Помню случай, когда конница противника приняла нашу атаку. С пикой наперевес помчался я навстречу приближающемуся врагу, и моя пика с такой силой пронзила его, что я сам едва удержался в седле. Думать о том, чтобы освободить пику, не было времени..."
(с) А. В. Горбатов, "Годы и войны"
Все как всегда. Кто привычен к конкретному оружию, тот с успехом им пользуется, кто непривычен - бросает. Кавказские полки бросали пики чуть ли не массово, не умея владеть ими и не понимая, зачем их нагрузили такой тяжестью, когда они всегда были легкой кавалерией. Обстрелять, догнать, порубать и в кусты - что может быть милее сердцу джигита?
Но те, кто умел пользоваться пикой (как и шашкой, совершенно неважно), шел с нею в лоб на пулемет - и зачастую побеждал, и оставался цел.
Пулеметчик - тоже человек, у него тоже руки со страху трясутся...))