Международный хит - всегда либо раздутая пустышка, либо культурный феномен, оказывающий влияние на развитие искусства, науки, да и общества в целом. Южнокорейский сериал "Игра в кальмара", безусловно, хит. Но действительно ли он что-то значит, или это очередной бессмысленный аттракцион?
Для тех, кто в танке, расскажу, в чем суть. Речь идет о классовом неравенстве в утрированном, гротескном варианте. Нищие неудачники, у которых уже совсем не осталось надежды наладить свою жизнь, ведутся на удочку вербовщика, предлагающего огромные призовые за участие в детских играх. Неизвестные в масках и красных комбезах (прямо, как в "Бумажном доме", не находите?) усыпляют газом четыре сотни человек и увозят их на тропический остров, где на специально оборудованной базе устроен своеобразный концлагерь. Номера, ведь каждому игроку присвоен номер, действительно играют, только вот никто не говорил им, что игры эти - на выживание, а за каждого погибшего в общую свинью-копилку падают пачки банкнот. Ужас и бесчеловечность происходящего подчеркивают декорации бойни - драма разворачивается в комнатах, похожих на детсадовские группы. Контрапунктом звучат мотивы детских песенок и симфоническая музыка.
Так это жестокость ради жестокости, или смысл в происходящем все же есть?
Чем сериал зацепил меня?
Реализмом, как ни странно, хоть я и не могу его адекватно оценить из своего маленького российского городка, затерянного в лесной глуши. Я не хотела смотреть "Игру в кальмара". Отталкивала шумиха. Но в итоге, что я, "тварь дрожащая"? Конечно, надо знать то, о чем все говорят. А то ведь и дружить с тобой перестанут, потому что тему поддержать не сумеешь. Вот я и включила...И, значит, понеслось.
Мне понравилась суровость, с которой авторы показывают обыкновенную жизнь обыкновенного южнокорейского города, понравились бытовые подробности, простые человеческие истории персонажей, понравились диалоги и актерская игра - одновременно скупая и трогательная. Абсурдность происходящего и психопатия некоторых героев тоже понравились. Необычная на слух иностранная речь (лучше смотреть с субтитрами) в сочетании с необычной азиатской музыкой, контраст серых и отчего-то узнаваемых локаций: традиционных узких улочек, квартир, высокотехнологичного метро с яркостью и кричащей жизнерадостностью игровых комнат "муравейника" на острове - все это цепляет. Интригуют и сами задания, и драма, разворачивающаяся в игре и за ее кулисами. Автор проекта Хван Дон Хёк, вдохновившийся японской мангой и собственным безденежьем, напряжение нагнетает мастерски. Но потом решает раздвинуть границы игрового пространства за пределы острова и тут...
Чем сериал меня разочаровал?
Когда появляется английская речь - магия исчезает. Оказывается, что бесчеловечный эксперимент, выявляющий в людях все самое худшее и все самое лучшее - реалити-шоу для пресыщенных богачей со всего света. Наиболее искушенные покупают ВИП-пакет, чтобы следить за происходящим "из первого ряда". Они носят вульгарные маски и говорят на английском странными деланными голосами - очень неестественно и как-то глупо. Как только возникает эта линия - тут же домик, построенный автором на полутонах и нюансах - рушится. Атмосфера, в которую зритель погружается с первых кадров первой серии, улетучивается. И ты понимаешь, что нет в этой истории ничего особенного, что это очередной картонный мирок. Дальше начинаешь замечать, насколько "топорно" выстроен сюжет - всю предсказуемость, банальность и даже фальшь. А одна из финальных сцен (ведь, концовок у сериала на самом деле целых три - я, по крайней мере, столько насчитала) в духе Диккенса и вовсе - сентиментальна настолько, что даже как-то неловко.
Идея о бесчеловечности капитализма (одна из рецензий, я видела, даже называется в духе "смерть лучше капитализма"), растущее социальное неравенство, борьба за выживание и т.д. - что-то такое мы уже слышали, правда, соотечественники? Мне кажется, мир уже должен был перерасти размышления об экономическом строе на таком, повторюсь, наивном уровне. Хотя, может, для международного стримингового сервиса именно так и надо? Вбивать идею гвоздями прямо в лоб?
Я начинала смотреть "Игру в кальмара" с предвзятым отношением к проекту. В процессе начала было избавляться от сомнений. Но финал полностью убедил меня в том, что мои первые догадки были правильными. А нет ничего страшнее разочарованной женщины...
Итак, успех южнокорейского хита стоит на трех китах (по моему скромному мнению):
- наивной народной философии
- гипертрофированной жестокости
- слезливой сентиментальности
И да, после успеха "Кальмара", корейские сериалы, которые отличаются и качеством, и лоском, и экзотикой, теперь смотрят не только девочки, помешанные на красоте и романтике, но и суровые мужчины, уверенные, что их кормят чем-то крутым, настоящим и, главное, полным высокоумных и глубоких размышлений. Кто-то скажет, что это лучше, чем какой-нибудь Марвел, что здесь есть хоть куцая, но мысль, но нет, ребята, нет...
Плюс может быть только один. Возможно, кто-то заинтересуется южнокорейским серьезным кинематографом, благотворное влияние которого чувствуется в лучших эпизодах "Кальмара", в его задумке и визуально-музыкальном оформлении, южнокорейским кинематографом - самым сильным в мире сегодня. Возможно, кто-то заинтересуется историей Кореи, которая создала этот самый кинематограф, точнее слепила современных южнокорейских сценаристов и режиссеров. Почитайте корейскую историю. У Вас волосы на голове зашевелятся.
А Вы смотрели "Игру в кальмара"? Понравилcя сериал? Чем? Пишите в комментариях! Интересно Ваше мнение!
Если Вам понравилось, лайкайте, подписывайтесь, будем дружить на нервной почве - любви к кино.
#игра в кальмара
#корейские сериалы
#южнокорейское кино
#кино
#сериалы netflix
#сериалы
#netflix
#капитализм
#экономика
#рецензия на сериал