Найти тему
Хочу читать

Татьяна Шипошина. Ангелы не бросают своих

Автор: Наталия Богатырёва
Автор: Наталия Богатырёва

Герои повести Татьяны Шипошиной «Окончание сказки» – пациенты санатория им. Крупской в Евпатории, где в советские времена проходили реабилитацию, учились заново двигаться, ходить дети с тяжелейшими поражениями опорно-двигательного аппарата (костными проблемами). Многие из них лежали в санатории по году и более. Книга отражает и собственный драматичный опыт автора, когда в результате остеомиелита она была больше года прикована к постели. Однако, несмотря на обездвиженность, герои повести стремятся жить, как обычные подростки: дружат, ссорятся, мирятся, влюбляются. Градус страстей в палатах «спинальников» ничуть не ниже, чем в компаниях их здоровых сверстников. А воля к жизни и борьба за нее вызывает восхищение.

Татьяна Шипошина. Ангелы не бросают своих
Татьяна Шипошина. Ангелы не бросают своих

Повествование идет от лица пациентов санатория, причем автор дает возможность высказаться каждому участнику действия. В романе звучит множество голосов, и это придает произведению симфоничность, полифоничность.

Т. Шипошина не боится откровенно говорить с юным читателем об остросоциальных проблемах. О том, что бывают матери-проститутки, как у Костика Шульги. О том, что ребенок (в повести Маша Иванихина) вынужден держать на себе всю семью, стать опорой для младших братьев и сестер, потому что в деревне, где они живут, нищета, отец пьет, а мать тяжело работает на ферме. По горькой иронии судьбы, для Маши, талантливой девочки, делающей успехи в математике, болезнь – единственный шанс вырваться из безнадежной жизни и начать нормально учиться (в санатории есть школа).

Светку Пылинкину мать-пьяница бросила одну в квартире, где она, пятилетняя, пробыла одна примерно месяц. У Степки родители лишены родительских прав. У Нины Акишиной отец погиб в шахте, мать воспитывает одна троих дочерей. Асия Губайдуллина для своих ортодоксальных религиозных родителей лишь товар, который собираются выгодно продать перспективному жениху, чтобы навсегда лишить ее свободы.

Конечно, есть и ребята из благополучных семей. Славик Василенко, победитель конкурсов бальных танцев. Джемали, чемпион Грузии по вольной борьбе, которого любят и в семье, и в команде, поддерживают, переживают («когда диагноз стал ясен, вся команда плакала, даже тренер плакал»).

Автор последовательно проводит мысль о том, что болезнь порой дается во благо, потому что дети, живущие в неблагоприятных семейных условиях, парадоксальным образом именно в больнице получают право на учебу и личностное развитие. Да и вполне успешным до момента заболевания ребятам болезнь открывает новые перспективы душевного роста.

Герои романа, несмотря на ограниченные возможности, несмотря на болезнь, живут полноценной жизнью, ищут в ней свое место, размышляют о смысле бытия, влюбляются, ревнуют, радуются. Этот роман не о болезнях, а о любви. Девчоночья и мальчишечья палаты кипят нешуточными страстями. Любовь возвращает силы искалеченному болезнью Джемали: «Джем снова чувствовал себя сильным! Джем был сейчас даже более сильным, чем раньше. Этой силе не мешало то, что он был лежачим, и даже то, что у него будет фиксировано бедро. Джем совершенно забыл о своем бедре. Джем чувствовал себя сильным, потому что знал: что бы ни случилось, он всегда защитит ее, всегда примет ее, эту девочку, в свое сердце… Он принимал эту девочку и любил ее, как себя. И от этого он был сильным, и от этого он был мужчиной».

Юные пациенты мужественно терпят боль, их помыслы устремлены в будущее. И еще – болезнь сплачивает. «Здесь, в санатории, взрослые для него (Степки-сироты) – и мать, и отец, и бабушки с дедушками, а мы все – братья и сестры».
Больница – это не только место страдания, но и место обретения высшего смысла существования, обретение тепла и ощущения дружеской поддержки. «Степка знал, что настоящий его дом – здесь. Честно говоря, он, когда попадал в детдом, всегда ждал, когда же раны снова открываться начнут. А если еще честнее, то он и не хотел, чтобы они заживали».

Подросткам в романе, как и в жизни, приходится делать нравственный выбор, решать, что есть правда. Рассказать доктору о сбежавшей из санатория подруге и тем самым спасти ей жизнь – это предательство? Наверное, нет, решает честная и принципиальная Анька, которую в классе звали «Святоша» за безукоризненную честность. Но когда она, чтобы обелить Нинку, рассказывает доктору, что тоже бегала «в самоволку», и заодно выдает товарищей, совесть мучает ее. В трудных размышлениях она приходит наконец к правильной мысли: «Я за себя могу решать… Но я не могу решать за других, чем они могут пожертвовать. Если я жертвую собой, это правильно, а если я жертвую другими, как собой, то это предательство». Так, в мучительных сомнениях и раздумьях подросток растет, взрослеет. И этот путь взросления одинаково труден и для здорового, и для прикованного к постели человека.

Именно болезнь зачастую побуждает человека к духовному поиску. «Даже самый несгибаемый материалист нет-нет да и посмотрит вверх, в небо. И пусть не прикидывается, что он считает облака или любуется на звезды. Совсем не за этим глаза его устремляются в высоту. Пусть он объяснит, кому и куда он кричит свое «почему?», свое вечное «почему?»»

Интересна повествовательная стратегия романа. В нем используются элементы сценария: повествование начинается и заканчивается панорамной картиной евпаторийского берега и размещенных на нем здравниц. «Тихо наплывает сверху кинокамера… Видны кровати, стоящие на верандах… Вот камера придвинулась к поближе к одной из веранд…» Автор-рассказчица вспоминает, как сама была пациенткой санатория костных болезней. Она словно стоит рядом с палатами нынешних обитателей, наблюдает за их жизнью с любовью и сочувствием, прислушивается к их разговорам и мыслям, подхватывая их и развивая.

https://want2read.ru