Герои повести Татьяны Шипошиной «Окончание сказки» – пациенты санатория им. Крупской в Евпатории, где в советские времена проходили реабилитацию, учились заново двигаться, ходить дети с тяжелейшими поражениями опорно-двигательного аппарата (костными проблемами). Многие из них лежали в санатории по году и более. Книга отражает и собственный драматичный опыт автора, когда в результате остеомиелита она была больше года прикована к постели. Однако, несмотря на обездвиженность, герои повести стремятся жить, как обычные подростки: дружат, ссорятся, мирятся, влюбляются. Градус страстей в палатах «спинальников» ничуть не ниже, чем в компаниях их здоровых сверстников. А воля к жизни и борьба за нее вызывает восхищение.
Повествование идет от лица пациентов санатория, причем автор дает возможность высказаться каждому участнику действия. В романе звучит множество голосов, и это придает произведению симфоничность, полифоничность.
Т. Шипошина не боится откровенно говорить с юным читателем об остросоциальных проблемах. О том, что бывают матери-проститутки, как у Костика Шульги. О том, что ребенок (в повести Маша Иванихина) вынужден держать на себе всю семью, стать опорой для младших братьев и сестер, потому что в деревне, где они живут, нищета, отец пьет, а мать тяжело работает на ферме. По горькой иронии судьбы, для Маши, талантливой девочки, делающей успехи в математике, болезнь – единственный шанс вырваться из безнадежной жизни и начать нормально учиться (в санатории есть школа).
Светку Пылинкину мать-пьяница бросила одну в квартире, где она, пятилетняя, пробыла одна примерно месяц. У Степки родители лишены родительских прав. У Нины Акишиной отец погиб в шахте, мать воспитывает одна троих дочерей. Асия Губайдуллина для своих ортодоксальных религиозных родителей лишь товар, который собираются выгодно продать перспективному жениху, чтобы навсегда лишить ее свободы.
Конечно, есть и ребята из благополучных семей. Славик Василенко, победитель конкурсов бальных танцев. Джемали, чемпион Грузии по вольной борьбе, которого любят и в семье, и в команде, поддерживают, переживают («когда диагноз стал ясен, вся команда плакала, даже тренер плакал»).
Автор последовательно проводит мысль о том, что болезнь порой дается во благо, потому что дети, живущие в неблагоприятных семейных условиях, парадоксальным образом именно в больнице получают право на учебу и личностное развитие. Да и вполне успешным до момента заболевания ребятам болезнь открывает новые перспективы душевного роста.
Герои романа, несмотря на ограниченные возможности, несмотря на болезнь, живут полноценной жизнью, ищут в ней свое место, размышляют о смысле бытия, влюбляются, ревнуют, радуются. Этот роман не о болезнях, а о любви. Девчоночья и мальчишечья палаты кипят нешуточными страстями. Любовь возвращает силы искалеченному болезнью Джемали: «Джем снова чувствовал себя сильным! Джем был сейчас даже более сильным, чем раньше. Этой силе не мешало то, что он был лежачим, и даже то, что у него будет фиксировано бедро. Джем совершенно забыл о своем бедре. Джем чувствовал себя сильным, потому что знал: что бы ни случилось, он всегда защитит ее, всегда примет ее, эту девочку, в свое сердце… Он принимал эту девочку и любил ее, как себя. И от этого он был сильным, и от этого он был мужчиной».
Юные пациенты мужественно терпят боль, их помыслы устремлены в будущее. И еще – болезнь сплачивает. «Здесь, в санатории, взрослые для него (Степки-сироты) – и мать, и отец, и бабушки с дедушками, а мы все – братья и сестры».
Больница – это не только место страдания, но и место обретения высшего смысла существования, обретение тепла и ощущения дружеской поддержки. «Степка знал, что настоящий его дом – здесь. Честно говоря, он, когда попадал в детдом, всегда ждал, когда же раны снова открываться начнут. А если еще честнее, то он и не хотел, чтобы они заживали».
Подросткам в романе, как и в жизни, приходится делать нравственный выбор, решать, что есть правда. Рассказать доктору о сбежавшей из санатория подруге и тем самым спасти ей жизнь – это предательство? Наверное, нет, решает честная и принципиальная Анька, которую в классе звали «Святоша» за безукоризненную честность. Но когда она, чтобы обелить Нинку, рассказывает доктору, что тоже бегала «в самоволку», и заодно выдает товарищей, совесть мучает ее. В трудных размышлениях она приходит наконец к правильной мысли: «Я за себя могу решать… Но я не могу решать за других, чем они могут пожертвовать. Если я жертвую собой, это правильно, а если я жертвую другими, как собой, то это предательство». Так, в мучительных сомнениях и раздумьях подросток растет, взрослеет. И этот путь взросления одинаково труден и для здорового, и для прикованного к постели человека.
Именно болезнь зачастую побуждает человека к духовному поиску. «Даже самый несгибаемый материалист нет-нет да и посмотрит вверх, в небо. И пусть не прикидывается, что он считает облака или любуется на звезды. Совсем не за этим глаза его устремляются в высоту. Пусть он объяснит, кому и куда он кричит свое «почему?», свое вечное «почему?»»
Интересна повествовательная стратегия романа. В нем используются элементы сценария: повествование начинается и заканчивается панорамной картиной евпаторийского берега и размещенных на нем здравниц. «Тихо наплывает сверху кинокамера… Видны кровати, стоящие на верандах… Вот камера придвинулась к поближе к одной из веранд…» Автор-рассказчица вспоминает, как сама была пациенткой санатория костных болезней. Она словно стоит рядом с палатами нынешних обитателей, наблюдает за их жизнью с любовью и сочувствием, прислушивается к их разговорам и мыслям, подхватывая их и развивая.