Найти тему
Жабкин

Чернышевского, 157. часть 2. Образцовый детский дом

часть 1. Епархиальное женское училище

«Красный городок»

Голод в Поволжье, разразившийся в начале 1920-х увеличил в несколько раз в Саратове количество беспризорных, которые стремились сюда из более голодных северных и центральных губерний, Заволжья. Они дополнили сирот, лишившихся родителей во время революций и Гражданской войны. Теперь появились и те, чьи родители погибли от голода. В Саратове дети осели в саратовских детдомах, «самозахваченных» зданиях и приемниках. «В приемниках творятся безобразия, о которых ежедневно пишут газеты. Прокуратура и милиция не в состоянии бороться со стихией улицы, собранной в двух приемниках по 300 чел. в каждом».

10 января 1925 года выходит указ Губисполкома, по которому в помещениях бывшего женского епархиального училища открывается детский дом «Красный городок» с интернатом на 600 человек детей обоего пола, школой и мастерскими.

Статья В. Валеева "Детский "Красный городок" в газете "Известия" №8 за 1927 год сообщала: «Совсем недавно, два года тому назад, из развалин старого здания бывшего епархиального училища вырос «Красный детский городок», первыми обитателями которого были собранные из ночлежных домов, приемников и попросту с улицы.

Большую работу нужно было проделать, чтобы развалины превратились в жилое помещение с некоторой претензией на уют.

В городке одна за другой выросли мастерские. Вскоре появилась школа семилетка. Дети охотно пошли учиться в нее. Работа – учеба – отвлекала детей от безделья, от улицы, и в очень короткий срок в "Красном детском городке" появилась дисциплина и самодисциплина. "Улица" с ее отвратительным жаргоном, с ее пошлостью и развращающим влиянием отошла далеко назад.

(…) Население "детского городка" сейчас насчитывается в 450 человек. "Детский городок" имеет сейчас школу, не семилетку, а даже десятилетку.

"Городок" имеет до десятка мастерских, в которых выковываются хорошие мастера, идущие на любое производство.

За 2 года "городок" выпустил из своих стен около 400 воспитанников.

Большинство из них уже работают мастерами на заводах и фабриках, и около 100 чел. работают на жаловании в "городке". Исключительно на производство определено до 250 человек в Саратове, остальные разъехались по разным городам.

Хозяйство в "городке" поставлено вполне удовлетворительно. Имеется свой земельный участок, 10 коров, 7 лошадей, 25 свиней. За этим "живым инвентарем" любовно ухаживают сами воспитанники.

Единственный недостаток в "городке" – скудное питание.

"Красный детский городок" к 2-летию его существования является показателем возможности сделать из беспризорного обитателя улицы и берегов Волги воспитанного дельного советского гражданина».

-2

Слесарное отделение оборудовалось из старых станков консервированных заводов. Его персонал состоял из токаря, двух инструкторов учебных групп, производственника и техника для руководства всем цехом и небольшим электротехническим отделением. Последнее обслуживало освещение и электроустановки городка.

-3

Итоги пяти лет работы

В 1930 Ф.Егерман в статье «Саратовский Красный детгородок» писал:

«В январе 1930 г. исполняется пять лет существования Саратовского красного городка. Название "городок" может быть не совсем подходит. Скорее это громадный детский дом, занимающий чуть ли не целый квартал города, помещающийся в 8 корпусах бывшей епархиальной школы. В состав городка входят школа-девятилетка (с 21 учебной группой), интернат на 650 чел. и учебно-производственные мастерские с 5 отделениями. (…)

Мастерские имеют следующее построение:

чулочно-трикотажная на 120 чел.;

швейная на 90 чел.;

переплетная на 30 чел.;

столярная на 50 чел.;

слесарная (токарно-кузнечная) на 90 чел.

В состав мастерских включаются: сельское хозяйство (огород в 12 га, сад с 1200 деревьями, цветоводство, коров – 10 шт., лошадей - 3 шт., свиней - 10 шт. и т.д.) и кабинет машинописи (обучаются 60 чел. - 30 живущих воспитанников и 30 приходящих)(...)

В области клубной работы существуют кружки: струнный оркестр - 30 чел., шахматный - 60 чел., музыкальный - 70 чел., безбожников - 120 чел., радио - 20 чел., хоровой - 150 чел., юнкоров - 50 чел., фото - 10 чел. Больше 50% охвачено клубной работой.

Существует постоянная киноустановка. Еженедельно демонстрируются кинокартины общепрограммного и политического характера. Устраиваются вечера самодеятельности и лекции-доклады по вопросам санитарии и гигиены и другим вопросам учебно-воспитательного характера. (...)

Результаты работы за 5 лет: выпущено всего 604 чел., из них в вузы - 64 чел., в техникумы - 69 чел., ФЗУ - 89 чел. и на производство - 382 чел. разных специальностей с квалификацией 3-5 разряда.

В настоящее время Красный городок представляет устойчивое, стройно организованное учебно-воспитательное учреждение, ежегодно выпускающее до 150 чел. вполне подготовленных к жизни членов общества.»

-4

Здание меняет назначение

В 1932 году детский дом «Красный городок» переезжает туда, где изначально должно было открыться женское епархиальное училище – в помещения Женского Крестовоздвиженского монастыря. Такие вот превратности судьбы.

А здания бывшего детдома сначала передали городскому отделу народного образования под открытие в них школы. Но что-то пошло не так, и в середине 1930-х помещения передали горздраву и начали переделывать под акушерско-гинекологическую больницу на 350 коек, которая должна была открыться к концу 1937 года. Часть корпусов отдали под заселение.

-5

Сегодня в основном здании с пристройкой располагается школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам №4.

-6

Остальные остаются многоквартирными жилыми домами.

-7

Школа-Интернат №4 была образована 20 декабря 1960 года как школа-интернат № 4 для детей, перенёсших полиомиелит и располагалась на территории детдома «Красный городок» (Лермонтова, 28).

В 1969 году школа переезжает в бывшее здание женского епархиального училища на улице Чернышевского. 1 сентября в школу пришли 140 человек. Кроме полиомиелита открывается класс для детей с ДЦП. В составе школы-интерната открывается лечебный корпус, в котором стало проводиться комплексное лечение: лечебная физкультура, физиопроцедуры, массаж, медикаментозное лечение.

-8

В 1990 году интернат получает официальное название: школа-интернат для детей с последствиями полиомиелита и детскими церебральными параличами.

По результатам государственной историко-культурной экспертизы три здания бывшего обширного домовладения рекомендовано поставить на учёт, как муниципальный памятник архитектуры: «Комплекс строений Епархиального женского училища: главный корпус, восточный корпус, западный корпус».

-9

Предметом охраны в главном корпусе признана главная чугунная лестница с шильдиками производства чугунолитейного завода Чирихиной, потолочная лепнина залов. Кроме этого, в здании имеется старая люстра и интересные второстепенные лестницы.

Внутри западного жилого корпуса есть лестница 1879 года производства чугунолитейного завода Плотникова, ведущая на второй этаж.

-12

А со второго на третий этаж ведёт уже другая ажурная чугунная лестница – вероятно и этот корпус надстраивался третьим этажом.

-13
-14

Источники:

· Акт ГИКЭ на выявленный ОКН «Дом Скибиневского, 1878-1879 гг.»

· Статьи Ф.Егермана о детском доме «Красный городок».

· "Детский "Красный городок". "Известия" №8 за 1927 год

· Сайт «Фотографии старого Саратова»

· Блог Дениса Жабкина