Сегодня «из каждого утюга» до нас доносится словосочетание экономика знаний. Что кроется за этим звучным термином? И почему по всему миру проходят конференции, форумы, семинары, симпозиумы, посвященные этой актуальной теме?
Для появления экономики знаний нужны определенные условия. Прежде всего, уровень общества должен достигнуть такой стадии развития, когда большая часть работ будет связана с информацией: с ее производством, хранением, применением. Жизнь в информационном обществе знакома и понятна нам. Глобальное инфо пространство дает нам возможность налаживать коммуникацию, взаимодействовать с людьми по всему миру, пользоваться ресурсами и удовлетворять наши потребности. Следующим шагом в развитии общества становится переход к инновационному, а лишь затем – к обществу знаний, для которого самым важным становится не количество, а именно качество информации. Такое общество и базируется на экономике знаний.
Основным активом экономики знаний являются человек и знание.
Термин «экономика знаний» появился на свет в 1968 году благодаря выходу книги П.Друкера «Эпоха разрыва: ориентиры для нашего быстро меняющегося общества». Но популяризировано понятие было только в 90-е годы. Постепенно сформировалась глобальная тенденция важности знаний (теоретических и практических навыков), а также появился всемирный тренд на рост значимости человеческого капитала. На фоне увеличивающегося значения цифровизации, искусственного интеллекта, развития онлайн-торговли и франчайзинга роль человека как носителя знаний становится главной.
Какое отношение экономика знаний имеет к франчайзингу?
Рассматривая разные аспекты франчайзинга, мы почему-то никогда не упоминаем о том, что, открывая каждую новую франчайзинговую точку, владелец бренда инвестирует в бизнес партнера свои уникальные знания.
Фундамент франчайзинга – знание. Владелец бренда налаживает все процессы, тестирует и проверяет работу бизнес-модели, получает опыт, а затем упаковывает все это во франшизу. Франчайзер действует в рамках логики развития экономики знаний: он опирается на исследования, на информационные системы, на удобную информационную инфраструктуру и, наконец, на людей. При отборе кандидатов на роль партнеров владелец бренда ориентируется на портрет идеального франчайзи – того, кто поможет успешно масштабировать бизнес.
Одной из ведущих особенностей такого профи становится его осознанность, понимание значения знания в успехе предприятия. Такой франчайзи не будет подвергать сомнению каждое предложение франчайзера. Он будет понимать, что владелец бренда уже обладает необходимым знанием, на основании которого составлены предписания, инструкции и чек-листы.
В обществе знания важнейшую роль играет то, что специалист умеет учиться. Благодаря этому умению специалист постоянно обновляет личные и профессиональные компетенции.
Он испытывает потребность в совершенствовании, обучении, приобретении навыков для решения новых задач. Это профессионал, способный мотивировать себя сам, он понимает свои потребности и может их удовлетворять с помощью современных технологий, которые становятся инструментом раскрытия человеческого потенциала.
Перспективы развития экономики знаний – повышение качества жизни, производство знаний высоких технологий, инноваций и услуг высокого качества. То, что мы все так желаем, и к чему мы шаг за шагом приближаемся. С каждым днем мы все быстрее ориентируемся в бесконечном потоке информации, вычленяя из нее полезное и игнорируя бесполезное. Этот путь отбора качественной информации приближает нас к жизни в обществе нового уровня.
В экономике знания важную роль играет эффективная система, производящая знания, то есть предлагающая обучение в зависимости от спроса. В случае франчайзинга генератором новых знаний может выступить франчайзер. Он организует обучение персонала и менеджмента, помогая партнеру и его сотрудникам сформировать необходимые навыки. Нередки случаи, когда владелец бренда разрабатывает и предоставляет новые курсы на основании запроса франчайзи. Подобное взаимодействие – пример хорошо налаженного взаимодействия сторон.
При покупке франшизы стоит обращать внимание на то, готов ли франчайзер обучать своих будущих партнеров. Если обучение не предусмотрено, то, скорее всего, это некачественная франшиза. Если же обучающие программы существуют, это знак надежности. Мы живем в мире, где производство знаний становится главным источником роста экономики, поэтому в обучении должны быть заинтересованы все участники бизнеса.