IIKO - система для автоматизации учета в бизнесе. Часто используется в ресторанах и кофейнях. Она педоставляет действительно колоссальные возможности для учета и аналитики, в том числе оперативной отчетности. Но сегодня не об этом.
Есть у iiko некоторые особенности, "подводные камни", точнее даже один такой большой камень: открытость системы.
Открытый человек - хорошо. Открытая система учета - не всегда.
Дело в том, что вся аналитика и отчетность строится на тех данных, что вы помещаете в систему путем внесения первичных документов (накладных).
Так, например, вся себестоимость по торговой точке будет формироваться на основе цен из накладных, которые внесли вы или ваши сотрудники. На последнем остановимся подробнее.
Часто собственники бизнеса делегируют эту механическую работу сотрудникам, бариста, кассирам и т.д.
Проблемы начинаются тогда, когда попадается не самый одаренный сотрудник или просто сезонная текучесть. Себестоимость начинает скакать, вы трясете поставщиков, чтобы они вернули прежние цены, пересматривате свой прайс, сокращаете количество скидок, теряете лояльность гостей, выручка падает, бизнес закрывается, конец.
Довольно утрированно, но идея такова. Неверные данные для аналитики - залог неверных решений в бизнесе.
Типичные ошибки при учете накладных:
- Отсутствие накладной: не привез поставщик/ пропустили/ забыли/ потеряли. В таком случае по этим товарам будет подтягиваться прошлая себестоимость, если товар уже приходовался ранее. Соответвтвенно о подорожании со стороны контрагента вы не узнаете. И будет себестоимость 0, если товар новый и ранее не приходил на торговую точку.
- Ошибки с единицами измерения. Например, у вам приходят сливки в упаковках по 0,5л по цене 120 руб за штуку. Бариста, не заметив, вносит их в литрах. В таком случае себестоимость по iiko занижается в 2 раза. Вы будете думать, глядя в отчеты, что цена сливок - 120 рублей за литр, а оплачивать поставщику 240 руб/литр.
Будьте внимательны с такой открытостью и гибкостью системы. И проверяйте накладные :)