Или же отсрочка в принятии закона о QR-кодах — это лишь способ нейтрализации негатива в отношении нового закона о публичной власти, который, как отмечают аналитики, угрожает упразднением одновременно и местному самоуправлению, и федерализму в России?
Текущая внутриполитическая повестка, похоже, практически неотличима от ковидной. И выглядит внешне также хаотично и разнонаправленно. Это демонстрируют даже новостные заголовки, если их поставить в один ряд в реальном времени: «ЕСПЧ постановил, что локдаун не нарушает прав человека», «Песков заявил, что у пандемии COVID-19 «конца и края не видно», «Представителей правительства будут пускать в Госдуму по QR-кодам», «Поддельным QR-кодам предлагают «амнистию...» И так далее.
Последняя, ошеломившая многих новость, связана с новым приказом Минздрава, которым предписывается аннулировать QR-коды вакцинированных, но заболевших коронавирусом россиян. Это не противоречие здравому смыслу, как раз наоборот: практически все уже знают, что вакцина не спасает от Covid-19, а вакцинированный человек вполне может и заболеть, и стать переносчиком вируса.
Зато после выздоровления гражданину обещают новый QR-код, «лучше прежнего», во всяком случае, для обладателей фальшивых кодов — это может стать одним из способов их легализации, пусть и небезопасным.
Так или иначе, но российские власти, перед тем как принять спешно подготовленный законопроект о QR-кодах в общественных местах, взяли месячную паузу. Официально — для того, чтобы избежать массовых протестов, с которыми могут столкнуться местные власти.
Но некоторые прозорливые наблюдатели полагают, что не всё так просто. И пауза нужна «для того, чтобы верифицировать главный QR-код Системы, который считывается по линии Мы (Номенклатура) — Они (Простой народ)».
Возможно, в Системе живёт надежда на то, что за этот месяц всеми элементами правящей номенклатуры будет принесена коллективная присяга QR-парадигме, которая станет «магистральной моделью взаимоотношений общества и власти в нашем цифровом будущем». Или неким новым «общественным договором», согласно которому будут синхронизированы права и обязанности, а также действия властей и подданных по отношению к главным текущим проблемам.
Сейчас, например, главным стал «его злодейство Ковид». Перед ним, конечно, все равны, но нужно же как-то договариваться. Например, о том, что режимы действия QR-кодов не могут быть одинаковыми в столице и в глухой провинции, следовательно, их нужно варьировать.
То же и со сроками действия кодов. Регионы, скорее всего, получат право вводить свои хронологические рамки их действия. Вероятно, этим разработчики закона надеются минимизировать в моменте общефедеральный негатив.
То же и с практикой медотводов от вакцинации. Которые, с одной стороны, безусловно потенциально коррупционная схема, но, с другой — способ снизить народный гнев. Региональные минздравы уже начали давать свои рекомендации: под медотводы попадают онкобольные и пациенты с системными заболеваниями крови и соединительной ткани.
Есть ещё один способ для антиваксеров избежать обязательной вакцинации: легализация альтернативного способа контроля — активного использования ПЦР-тестов. В этом случае можно будет не вакцинироваться, но постоянно сдавать ПЦР-тесты.
Решение всех этих вопросов может в определённой степени минимизировать QR-протест и QR-саботаж. Но пока Система не даст долгожданный ответ на вопрос, «как пресечь незаконные схемы распространения левых сертификатов вакцинированных?», любая QR-кодизация не будет эффективной с точки зрения антиковидной политики.
А как у них?
Отечественные власти любят приводить зарубежный опыт эффективной совместной борьбы государства и общества с пандемией. Разумеется, опыт не всего Зарубежья (тем более, он неоднозначен), но хотя бы «дружественного» Китая.
Знакомые с реалиями Поднебесной не понаслышке рассказывают, что проводимая там политика «нулевой терпимости» к COVID-19 предусматривает гораздо более жёсткие меры, чем в России. Те же QR-коды давно стали неотъемлемой частью функционирования общества и государства в их активном взаимодействии. Всё под тотальным контролем в реальном времени. И если обладатель свидетельствующего о безопасности «зелёного» QR-кода оказался вдруг неподалёку от заражённого ковидом, его код тут же меняется на «жёлтый» или даже «красный» код неблагополучия. Со всеми вытекающими отсюда последствиями — вплоть до немедленного введения самого жёсткого локдауна для отдельного квартала, района, города, региона и всей страны в целом.
Сражающийся с ковидом Китай давно превратился в настоящую Цитадель Большого Брата, живёт в режиме осажденной крепости, но почти никто из жителей на это не жалуется.
И не только из-за угрозы репрессий или особенностей менталитета.
Во-первых, уровень доверия китайцев к своему правительству довольно высок. Во-вторых, это доверие укрепляется самим государством, подающим пример следования заданным правилам: чиновники всех уровней, вплоть до Си Цзиньпина, везде носят защитные маски и проводят мероприятия в режиме видеоконференций.
В общем китайский опыт борьбы с коронавирусом явился убедительной демонстрацией того, что люди принимают запреты и ограничения проще, если те едины для всех и нужны для всеобщего блага. И еще проще — если видны наглядные результаты этих ограничений. Показатели заболеваемости и смертности в Китае говорят сами за себя.
Для отвода глаз?
Есть ещё одна версия, которую приводят люди, называющие себя «умными», — версия о том, что «народное» обсуждение закона о QR-кодах на самом деле является неким прикрытием для беспроблемного принятия «под шумок» другого закона — о публичной власти в России, прозванного «Законом Клишаса-Крашенинникова» в честь своих номинальных авторов: председателей комитетов Госдумы и Совета федерации по госстроительству Павла Крашенинникова и Андрея Клишаса.
Принятие закона в первом чтении завершилось скандалом — документ раскритиковали представители оппозиции (за заложенную в документ идею унификации регионов, «убивающую федерализм и национальное многообразие»), а 66 депутатов проголосовали против, включая шестерых представителей Татарстана из фракции «Единой России»...
Так вот, есть мнение, что обсуждение закона о QR-кодизации, приравнивающего антиковидные коды к паспортам, которое может дать ещё больше негативных оценок, чем сейчас, может являться как раз способом нейтрализации протеста против закона «Клишаса-Крашенинникова». Просто потому, что он важнее. Уступка в «шумном» позволит провести в законодательное поле ключевое. Общество, похоже, в очередной раз отвлекают от сущностно более ценного. Кстати, так уже было перед принятием закона «двух «К», когда его сопровождала «сурдинка» другого, популистского по сути закона об отмене обязательного техосмотра...