Найти в Дзене
Русский паровоз

Тепловоз ТУ4-1984; Музей паровозов в Переславле-Залесском (часть 5)

Итак, сегодня я немного отвлекусь от темы паровых локомотивов, ведь не только паровозы могут быть памятниками и музейными экспонатами. Зачастую на постаментах и музейных площадках можно встретить и другую железнодорожную технику. В Переславском железнодорожном музее находится один очень значимый экспонат - тепловоз ТУ4-1984.

Сама аббревиатура ТУ4 расшифровывается как "тепловоз узкоколейный тип четвёртый". Первый ТУ4 был выпущен в 1962 году. Этот локомотив должен был заменить тепловозы ТУ2 и ТУ3, которые имели много общего с тепловозами широкой колеи и не всегда соответствовали требованиям, предъявляемым к узкоколейной железнодорожной техники, так ТУ2 имел кузов вагонного типа и электрическую передачу, свойственную большим тепловозам.

Тепловоз - тип локомотива с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), как правило, дизельным. Передача крутящего момента от двигателя к колёсам в тепловозе может быть реализована тремя способами.
Первый способ - через механическую коробку передач (как в автомобиле). Тепловозы с механической передачей часто называют мотовозами. В большинстве случаев, такие локомотивы не предназначены для вождения тяжёлых поездов даже на маневровой работе.
Второй способ - через гидравлическую передачу (именно к такому типу и относится ТУ4). В такой трансмиссии крутящий момент от двигателя передаётся посредством кинетического потока жидкости. Такие трансмиссии лучше подходят для вождения поездов на маневровой работе, в том числе и на железных дорогах узкой колеи.
Третий способ - через электрическую передачу. Именно такой тип передачи чаще всего применяется на магистральных ширококолейных тепловозах. Данный тип локомотивов наиболее сложно устроен. Двигатель тепловоза с электрической передачей соединён с генератором, вырабатывающим электрический ток, который в свою очередь подаётся на тяговые электромоторы, соединённые с осями локомотива.
-2

Тепловозы ТУ4 выпускались на Камбарском машиностроительном заводе в городе Камбарка (респ. Удмуртия) с 1962 по 1974 год. Всего было выпущено 3155 локомотивов этой серии. Многие из них и сегодня трудятся на немногочисленных действующих узкоколейных железных дорогах нашей Родины.

Тепловоз ТУ4, как говорилось выше, имеет кузов капотного типа. Под передним (длинным) капотом установлен дизельный двигатель мощностью 25 л.с., гидропередача, система охлаждения, топливные и масляные баки. Под задним капотом - аккумуляторы и багажник с инструментами. У тепловоза ТУ4 две двухосные тележки. Масса снаряжённого локомотива составляет 18 тонн.

ТУ4-1984 был выпущен в 1969 году. Всё время этот тепловоз проработал на узкоколейный дороге Купанского торфопредприятия. ТУ4-1984 является одним из немногих экспонатов музея, который и работал на этой же железной дороге. Подробнее про историю музею у меня написано в этой статье: https://zen.yandex.ru/media/id/618d7327c4927b5100957c13/muzei-parovozov-v-pereslavlezalesskom-chast-1-6191454665651d4aedf3c6c2.

-3

ТУ4-1984

д. Талицы

Колея: 750 мм

Год выпуска: 1969

Осевая формула: 2о+2о

Состояние локомотива (по мнению автора): 5/5