Большинство думает, что единственным крупным походом в процессе завоевания Сибири и Дальнего Востока был поход Ермака. А проблемы с присоединением к нашей стране большинства восточных территорий видят в труднопроходимой местности и сложных климатических условиях. На самом же деле экспансия России на Восток была длительным и сложным процессом, вполне сравнимым с завоеванием испанцами и португальцами американских территорий, а кроме Ермака были и другие герои, о которых к сожалению сейчас очень мало вспоминают. Данной статьей постараюсь это исправить.
Речь пойдет о Владимире Атласове, которого еще по праву называют "Камчатским Ермаком".
Владимир Атласов родился по одним данным в 1661 году в Великом Устюге, по другим - в 1664-м. в Якутске. Он происходил из крестьянской семьи, которая перебралась жить за Урал. Отец его приехав из Устюга в Якутск стал казаком. Владимир пошел по его стопам. Начал он службу в отряде по сбору ясака в 1682 году на реках Алдан и Уда. Он быстро зарекомендовал себя с положительной стороны, в результате чего в 1695 году, дослужившись до пятидесятника, был назначен приказчиком Анадырского острога. Это был самый удаленный на тот момент опорный пункт России, где постоянно существовала угроза со стороны не мирных чукчей, юкагиров и представителей других северных народов.
Имея разрешение от якутского воеводы в декабре 1696 года из Анадырского острога под предводительством Владимира Атласова выступило 60 служилых и "охочих" казаков. Цель их экспедиции была обозначена таким образом:
"Для прииску новых землиц и для призыву под самодержавную великого государя высокую руку вновь неясачных людей, которые под царскою высокосамодержавною рукою в ясачном платеже не бывали"
Ехали они по зимней тундре на оленьих упряжках, которые вели 60 местных юкагиров.
По пути к ним присоединился Лука Старицын, по прозвищу Морозко, который имел большой опыт походов через горы Камчатского перешейка в 1693-1694 и 1696 годах. Он пошел по пути, ранее "проведанном" одним из участников его экспедиции Иваном Голыгиным, взял ясак с некоторых родоплеменных объединений северной части Камчатского полуострова и не дошел всего день пути до реки Камчатки - самой большой на полуострове. Переодевшись в корякскую одежду он провел разведку нескольких более южных районов и выяснил, что небольшими силами добиться успеха в покорении этих территорий невозможно.
Жившие по обе стороны Камчатского перешейка сильные корякские племена акланцев и алюторцев не стали оказывать никакого сопротивления. Поэтому не ожидая и в дальнейшем серьезного сопротивления Атласов разделил свой отряд пополам. 30 казаков и столько же юкагиров во главе с Лукой Морозко пошли вдоль восточного побережья Камчатки.
Другую половину отряда сам глава экспедиции повел по западному берегу полуострова. На реке Палана Атласов встретил большое и хорошо укрепленное стойбище враждебно настроенных коряков. Казаки окружили их крепость, но скоро они сами неожиданно оказались в осаде. К тому же на сторону врага перешла часть юкагиров во главе с неким Омой.
Казаки несмотря на сложную ситуацию сумели отбить нападение, но ценой жизни 6 казаков. Еще 15 казаков были ранены. Спастись отряду Атласова удалось благодаря одному верному юкагиру, который сумел добраться до отряда Морозко и привести его на помощь. Неожиданный удар в тыл враждебным юкагирам заставил их отступить и они предпочли заняться разбоем в районе Анадыря. Объединенные отряд стал продвигаться вглубь Камчатки, но столкнувшись с непроходимой местностью вынужден был оставить оленей под присмотром юкагиров на рече Тигиль, проследовав в глубь полуострова.
В гораздо более мягком, по сравнении с каменистой тундрой, климате речных Камчатских долин русские встретили новый народ- камчадалов или ительменов, поселения которых находились в сильном упадке, после недавней разорительной междоусобной войны. Очень впечатленные техническим превосходством русских в виде огнестрельного оружия, они сразу прозвали прозвали первопроходцев "огненными людьми". Ительмены, которые жили в каменном веке, до сих пор ходили в костяных панцирях и были вооружены копьями и стрелами с костяными наконечниками, а также каменными топорами, предложили казакам сделку. В обмен на покорение русскому царю казаки должны помочь в борьбе с родами с низовий реки Камчатки, которые совсем недавно разоряли окрестные поселения. Выслушав просьбу о военной помощи, Атласов согласился и вместе с дружественными камчадалами отправился в поход на лодках по реке.
После нескольких стычек вблизи морского побережья русские наткнулись на большую вражескую крепость, которую защищали около 400 воинов. Штурмовая группа под огневым прикрытием и деревянным щитом смогла подойти к стенам крепости, сумела разломать частокол и поджечь его, вынудив защитников спасаться через единственные ворота прямо под огонь казачьей дружины. Крепость пала. Эта решительная победа, а также невиданное местными огнестрельное оружие русских, заставили практически все местные племена признать главенство русских и власть "белого царя".
Официальной датой присоединения земли Камчатской является 13 июля 1697 года - день святого князя Владимира, небесного покровителя Владимира Атласова, а символом присоединения стала установка огромного православного креста.
Однако радость победы была недолгой. Тем временем кочевые коряки угнали оставленное на Тигиле стадо оленей, отрезав русским дорогу назад. Казаки помчались в погоню и смогли догнать похитителей только на берегу Охотского моря. В упорном сражении коряки потеряли полтораста человек убитыми, но их остатки смогли уйти с оленями. Преследуя их, на реке Иче Атласов попытался объясачить другую группу коряков, но те как потом было сказано в отчете о походе "с жилищ своих убежали вдаль". В итоге только через шесть недель пути, на реке Большой беглецов нагнали и разгромили, а стадо оленей забрали себе в качестве трофеев. Атласов форсировал реку и продолжил путь на юг Камчатки.
Тут их ждала интересная находка, а точнее встреча. В одном из южных районов среди местных племен русские неожиданно встретили человека который был не похож на местных жителей. Этим чужаком оказался японец Денбей (или Дембэй). Он был приказчиком осакского торгового дома с судна, которое в 1695 году в составе торгового каравана следовало вдоль берега из Мияко (тогдашнее название Киото) в Эдо (тогдашнее название Токио). Судно ураганом было унесено в открытое море и, после длительного дрейфа, потерпело кораблекрушение у берегов Камчатки. Команда же его попала в плен к ительменам. Вскоре все, кроме Дэмбэя, умерли. В итоге Дэмбэй вместе со своим имуществом - книгами по искусству и двумя золотыми монетами — в 1701 или 1702 году и был отбит у ительменов Владимиром Атласовым.
В дальнейшем Атласов доставил Дэмбэя в Москву, приняв его за индийца. В Сибирском приказе Дэмбэй дал подробные сведения о Японии и о своих приключениях - так называемая "Скаска Дэмбэя".
8 января 1702 года после аудиенции у самого Петра I в селе Преображенском Дэмбэй получил наказ стать переводчиком и преподавателем японского языка в Артиллерийском приказе. Дэмбэй лично рассказал царю всё, что знал о Японии и тем самым по сути дал начало российским усилиям по исследованию Камчатки и Курильских островов и попыткам открыть торговлю с Японией.
Однако вернемся к походу. Двигаясь по южной части Камчатского полуострова Атласов наткнулся и на так называемых "курильцев" - народ сформировавшийся из-за слияния камчадалов и айнов. Они закрылись в своих крепостях и отстреливались из луков. Когда казаки захватили одну из них, выяснилось, что обитатели не промышляют пушных зверей. Сразу потеряв интерес к курильцам, казаки оставили их в покое. На юге полуострова пропал без вести ближайший соратник Луки Морозко Иван Голыгин. Реку, где это случилось, стали потом называть Голыгиной.
Проведя в пути практически два года и истратив все запасы пороха Атласов был вынужден повернуть назад оставив часть отряда под руководством Луки Морозко. В Анадырь вернулось 17 казаков с 30 юкагирами, а также японец Дэмбэй и один из важных заложников. Через четыре месяца им удалось вернуться в Анадырь.
В феврале 1701 г. в Москве Атласов представил в Сибирский приказ свой отчет, который содержал первые сведения о рельефе и климате Камчатки, о наличии на ней вулканов, о ее флоре и фауне, о морях, омывающих полуостров, и их ледовом режиме, и, естественно, массу информации о коренных жителях полуострова, от их вооружения до социальной структуры, одежды и обычаев.
После этого Владимир Атласов позже вернулся опять на Камчатку, где погиб во время казацкого бунта в 1711 году...