Моя племяшка отличница и хохотушка, которая живет в Москве и учится во втором классе, на днях позвонила мне на скайп вся в слезах: "Не могу сделать домашнее задание по окружайке." Я успокоила её и стали разбираться вместе.
Нужно прочитать текст, ответить на вопрос и придумать название к рассказу. Чего проще, не правда ли? Итак, девчонка читает:
(привожу текст из учебника Плешакова дословно, что бы была понятна суть моей претензии)
В давние времена люди вздумали навести порядок в одном лесу. Лесничий рассуждал так: «Лес — это деревья, всё остальное — лишнее!» И по его приказу вырубили кустарники. Чисто и просторно стало в лесу...
Прошёл год, второй, третий. И видит лесничий: в лесу что-то неладно. Везде торчат высохшие, голые деревья. Призадумался лесничий: «Отчего деревья сохнут?»
А случилось вот что. Когда вырубили кустарники, улетели в другие края птицы, которые гнездились и прятались в зарослях. Зато для жуков и гусениц, которых поедали птицы, началось привольное житьё. Развелось их видимо-невидимо. Одни листья едят, другие корни грызут. Вот деревья и стали сохнуть. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубить. Не срубили бы их, не улетели бы птицы, не развелось бы много опасных для леса насекомых...
- Хороший рассказ, - говорю я, - ведь действительно в природе все связано между собой...
- А что такое невидимые нити?- перебила меня второклашка и вновь её глаза наполнились слезами. Оказывается вопрос, на который она должна ответить, прочитав эту историю про лесничего: "О каких невидимых нитях говорится в рассказе?"
Пока девочка догадалась позвонить тётке, перечитала текст раз десять, а там ни про какие нити ничего не написано.
Как минимум, вопрос сформулирован не корректно. В рассказе не говорится о невидимых нитях. Для ребенка это рассказ о том, как лесничий, уничтожив кусты, допустил ужасную ошибку, погубившую лес. Я бы поняла, если бы вопрос был, например: "Какая связь существует между растениями, птицами и насекомыми" - это было бы вполне в рамках полученной ребенком из текста информации.
Нет, я все понимаю - надо образное мышление развивать и все такое. Но, друзья мои, во втором классе учатся восьмилетки! И это домашнее задание. То есть надо полагать, что ребенок делая его, находится в доме один. Да даже если и не один. Какие "невидимые нити"? Я взрослой знакомой об этом задании рассказала и то она сначала задумалась, потом неуверенно что-то про паутину пролепетала.
Уж если ни быть ни жить хотелось именно про невидимые нити поговорить, корректно бы было дать задание придумать метафору, отражающую взаимосвязи в природе о которых говорится в тексте. Но опять же, сначала надо детям рассказать, что такое эта метафора и с чем её едят. Вряд ли это уровень второго класса.
Я не понимаю, зачем авторы учебников заставляют наших детей плакать? Какова цель? Товарищ Плешков - современный писатель, кандидат педагогических наук, автор множества учебных материалов, ау!
#школьное образование #обучение #дети #рассказы #истории из жизни #семья