Кого из бизнесменов когда-нибудь «посещал» красивый производственный сон с идиллической картиной небывалых трудовых достижений счастливого персонала, где каждый работник проявлял чудеса энтузиазма, инициативы и, главное, ⎯ неутомимости и готовности к эффективной работе? Пожалуй, никого и никогда.
Просто потому, что персонал любого бизнеса ⎯ обыкновенные люди с их человеческими свойствами: усталостью, настроением, желаниями, пороками, зависимостями и т. д., в том числе и случающемся выгоранием ⎯ тем, что по-научному называется синдром эмоционального выгорания (СЭВ).
Эмоциональное выгорание отнюдь не новое явление ⎯ ещё в 2019 году ВОЗ признала выгорание «профессиональным феноменом», а международное исследование STADA Health Report выявило тогда же, что72% россиян когда-либо испытывали эмоциональное выгорание на работе.
Разросшиеся в наше время ковидной пандемии и массированного перехода на удаленку масштабы (та или иная степень выгорания наблюдается у 80-90% сотрудников, а полное выгорание — у более чем 30% по данным института Гэллапа) заставляют повернуться к этой проблеме лицом со всей серьезностью каждого здравомыслящего предпринимателя и бизнесмена.
В статье ниже рассмотрим подробнее синдром эмоционального выгорания на удаленке, в том числе, меры его предупреждения и профилактики.
Как проявляется выгорание сотрудников (симптомы)
Конечно, каждый человек индивидуален и проявление тех или иных чувств и состояний у каждого происходит по-своему, однако выгорание, как факт радикального изменения психического и поведенческого статуса работника становится очевиден (на удаленке ⎯ уж точно прямому руководителю и самому работнику) и прослеживается в:
- снижении эффективности труда и общей работоспособности;
- апатии к работе (и общей);
- проявлении агрессии или безразличия к коллегам и руководству;
- снижении или невозможности концентрации на конкретном вопросе;
- срыве дедлайнов и общем снижении трудовой дисциплины;
- постоянной и необъяснимой усталости;
- чувстве общего истощения энергии, её отсутствии;
- бессоннице;
- нарушенияи работы сердечно-сосудистой системы;
- обострении хронических заболеваний;
- и т. д.
Стадии выгорания сотрудников
Разные исследователи по-разному формулируют сам процесс и степени выгорания работников, однако все сходятся приблизительно к следующей классификации:
- «Предупреждающая» стадия. На этой фазе сотрудник максимально вовлечен в работу, игнорирует не связанные с работой потребности и интересы, «закладывая» будущие свои проблемы.
- Стадия снижения уровня собственной вовлеченности. Падает общая эмпатия и уходит прежнее рвение к работе. Уже нет прежнего удовольствия. От решения уйти на этом этапе удерживают только деньги.
- Стадия подверженности к проявлению бурных эмоций. На этой стадии человек излишне эмоционален и мнителен: накопившаяся усталость приводит к ошибкам в работе, появляются чувство вины, апатия и депрессия. Стресс провоцирует агрессию, неспособность к контакту и компромиссам.
- Стадия деструктивного поведения. Здесь становятся отчетливо видны снижение концентрации, невнимательность, безынициативность работника, полное отсутствие у него желания общаться.
- Стадия психосоматических реакций. Это степень глубокого синдрома эмоционального выгорания, собственно,⎯ предболезненное состояние, когда мучают головные боли, бессонница, нестабильное давление, возникает зависимость от алкоголя и т. д.
- Стадия общей душевной угнетенности и разочарования в жизни. Это уже болезнь. Но не конец жизни! К доктору! Все поправимо!
Причины выгорания
Их принято классифицировать на два вида:
1. личностные:
- высокий уровень эмоциональной неустойчивости;
- неуверенность и отсутствие способности подавлять отрицательные эмоции;
- нерациональность мотивов собственного поведения;
- и т. д.
Зависят от психотипа человека (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик ⎯ по Павлову И.П. или интроверты и экстраверты, интуитивные и сенсорные, мыслительно-логические и эмоционально-чувственные, решающие и воспринимающие ⎯ по Юнгу К.Г.).
2. организационные:
- перегруженность цифровым пространством. Постоянно всплывающие уведомления в мессенджерах, звонки в Zoom, общение в Skype и т. д. отвлекают и раздражают;
- синдром постоянной активности. В режиме home office сложно установить чёткие границы между работой и остальной жизнью;
- чувство одиночества⎯дефицит эмоциональной поддержки коллег/руководства;
- неустановленные или нечеткие регламенты работы;
- и т. д.
Способы предупреждения и правила профилактики выгорания сотрудников на удаленке
Назовем основные способы и правила, которые получили практическое подтверждение своей работоспособности и эффективности:
- установите в компании понятный и адаптированный под подавляющее большинство членов команды регламент рабочего дня;
- определите приоритеты: ежедневно и на ближайшую перспективу планируйте задачи по важности, срочности и трудоемкости;
- пересмотрите список задач и загруженность каждого работника. Недопустимо, если сотрудники постоянно или продолжительное время работают по вечерам и в выходные дни;
- сведите к минимуму цифровое общение. Бесконечные созвоны в Zoom общение в Skype или переписка в WhatsApp должны быть исключены из практики ежедневной работы;
- чётко сформулируйте цели компании и каждого сотрудника на отдаленную перспективу и ближайшее время;
- установите критерии успешной работы. Так сотрудники будут понимать свой статус и давать себе самооценку. Это организует;
- периодически, но постоянно организуйте и проводите совместное неформальное общение вживую (пикник, караоке, спортивные мероприятия и т. д.).
Заключение
Подводя итог разговору, определенно можно утверждать, что выгорание сотрудников компаний не надуманная проблема, а вполне реальное явление в компаниях, напрямую влияющее на их успешность, конкурентоспособность, а, значит, на благополучие и стабильность трудовых коллективов.
Серьезное восприятие проблемы выгорания сотрудников, применение адекватных способов предупреждения и профилактики синдрома выгорания исключит вас из несчастной когорты тех бизнесменов, которые жалуются на безинициативность, апатию своих сотрудников и отсутствие ожиданий желаемых перспектив у своего дела. Будьте в ряду победителей! Удачи!