Найти в Дзене

Российские кинопремьеры 2021. Выпуск 2: «Сопротивление» / «Поли»

Оглавление

Отчитались для галочки.

Нацисты убили 1,5 миллиона детей, в том числе десятки тысяч детей цыган, детей с физическими и умственными недостатками … и более миллиона еврейских детей. Цитата из фильма.

Военная биографическая драма совместного производства Франции, США, Великобритании и Германии от неизвестного в широких кругах режиссёра и сценариста Хонатана Якубовича «Resistance» («Сопротивление») из того разряда фильмов, про которые в силу тематики ничего плохого говорить не хочется, но и особенно хорошего выделить нечего. Как-то неловко критиковать историю про спасение детей в годы Второй мировой войны и деятельность героев французского сопротивления, кто рисковал жизнями во благо этой великой цели, однако здесь и сейчас мы всё-таки обсуждаем не события, людей и эпоху, а конкретный художественный фильм, который, увы, большой художественной ценности не имеет, тем более если сравнивать его с лучшими образцами даже недавнего прошлого, не говоря уже о признанной классике. К слову, тот же «Андропоид» Шона Эллиса, российская премьера которого состоялась в 2017 году, выглядит куда более цельным, внятным и интересным повествованием об антигитлеровском сопротивлении, хоть и имеет в отечественном сегменте более низкие рейтинги. В оценках же международного ресурса IMDb всё как раз наоборот, и это представляется нам более взвешенным подходом.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

«Сопротивление» – своего рода байопик, основанный на биографии Марселя Марсо, еврейского артиста и мима, жившего накануне начала войны в Страсбурге, а в тяжёлые военные времена помогавшего французскому подполью и своим соплеменникам в спасении еврейских детей от палачей-нацистов. В принципе, тема серьезная, нужная прежде всего для нового поколения, чтобы не забывали, чтобы знали своих героев и имели представление об ужасах войны. Но сделан был фильм как будто по заказу к очередной годовщине национального еврейского Дня памяти и траура – скорее для галочки, а не потому что у кого-то из потомков был искренний душевный порыв рассказать миру красивую историю. В советское время подобным, кстати, часто грешили. Нужно, мол, рассмотреть на партсобрании вопрос о вреде курения, докладчик – Иванов Иван Иванович. Правильные слова произнесены, а то, что половина аудитории храпела во время монотонной речи и пропустила всё мимо ушей – так это не важно. Главное что галочка поставлена. Само собой заказы в кино по военной тематике у нас тоже имели место, но тогда ещё были живы люди, непосредственно участвовавшие в войне, – они не могли позволить халтуру. То ли дело сейчас. В этой связи во время просмотра «Сопротивления» невольно возникает мысль, что эта лента вполне могла бы быть и российского производства. Заменить Айзенберга на какого-нибудь А. Петрова, а Поэзи на условную Акиньшину, и вуа ля – очередной «шедевр» готов.

Картинка в «Resistance» типична для всего современного французского контента категории «12+»: гамму перенасыщенных цветов из фильма в фильм как будто бы снимает одна и та же камера и обработает впоследствии один и тот же компьютерный фильтр; в единичном варианте ничего зловредного в этом нет, но вот когда смотришь десятую работу производства Франции с аналогичными видео-настройками, ситуация начинает напоминать засилье «слоу-мо» в родных пенатах. На тандем главных актёров Джесси Айзенберг – Клеманс Поэзи смотреть, если честно, не особенно приятно. Видно, что Айзенберг готовился к роли и брал уроки у профессионалов, но его собственные пантомимы вызывают по большей части только раздражение, да и сам специфичный внешний вид американского актёра с еврейскими корнями аля студент-всезнайка слабо вяжется с происходящим на экране, где сильные моменты хоть и присутствуют (например, сцена с допросом двух девушек из сопротивления или сцена в поезде), но являются скорее исключением, а не мощным дополнением к вялому сюжету. Из саундтрека же не запомнилось абсолютно ничего, да и сам фильм, есть ощущение, надолго в памяти не останется, что косвенно подтверждают смешанные (средние) отзывы на крупных тематических ресурсах (Rotten Tomatoes, Metacritic), а также отзывы профессиональных критиков, далёкие от восторга. Как итог – наша нейтральная оценка и то лишь благодаря заявленной теме.

______________________________________________________
______________________________________________________

-4

Вредные советы Николя Ванье

Не порадовала нас и другая французская премьера – «Poly» («Поли’») Николя Ванье, официально вышедшая на большие экраны в России 4 февраля 2021 (прокатчик «Пионер»). При всём одобрении семейной направленности творчества Ванье (в сегодняшнем коммерческом кинематографе француз – один из немногих, кто регулярно снимает детско-юношеские приключенческие фильмы с участием животных по лекалам старой школы), вопросы к нему, как к постановщику и со-сценаристу, были почти всегда, включая даже популярную у нас первую часть трилогии «Белль и Себастьян». Но если, например, в предыдущей картине Ванье «Расправь крылья» претензии в основном касались сюжета (провисание, затянутость истории, несуразность отдельных сцен и откровенно глупые моменты), то в «Поли» ко всему перечисленному можно добавить ещё и довольно спорный подтекст.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Ни для кого не секрет, что современные кинодеятели пытаются вложить какие-то модные направления и тенденции даже в продукты для самых маленьких зрителей. Наверное, Вы уже хотя бы раз слышали в новостях о скандалах вокруг некоторых персонажей анимационных фильмов для детей, которые не вызывают сомнений относительно своей сексуальной ориентации. Или, скажем, такое массовое на Западе явление, как феминизм, которые многие критики усмотрели в новой диснеевской «Малефисенте». Примеров много, но смысл один: буквально с пелёнок детям вдалбливают в головы определённые «ценности» несмотря на то, нравится это их родителям или нет, и отвечают ли данные «ценности» интересам самих детей. А выбор на самом деле получается не большой: смотреть или не смотреть. И это при том, что качественных новинок для детской аудитории каждый год можно по пальцам пересчитать, из-за чего некоторые родители предпочитают просто не обращать внимания на всякие спорные моменты; некоторые же – по праву придают им весомое знание.

Применительно к «Поли» мы настоятельно рекомендуем подумать, прежде чем усаживать своих чад за экраны, а потом бороться с заразным примером. Нет, Ванье ещё не дошёл до свободы выбора ребёнком своего пола, если вдруг у кого-то случайно мелькнула эта мысль, учитывая последние шокирующие известия из-за океана, но с другой стороны продемонстрировал своё следование конъюнктуре, пусть и с, по сути, добрыми намерениями. Не раскрывая всю линию сюжета, который, если честно, примитивен даже для детской аудитории, остановимся на том, что столичная парижская девочка, перебравшись с мамой во французскую глубинку и воспылав сочувствием и любовью к лошадке Поли, которую эксплуатируют в приезжем цирке, открыто и безапелляционно заявляет, что не будет больше питаться мясом, потому что сие есть бедные убитые животные. Безусловно, право выбора относительно того, что употреблять пищу, а от чего отказаться, принадлежит каждому человеку, и, например, после просмотров документалистики наподобие «Земляне» (2005), даже сверх циничному скептику кусок курицы может в рот не полезть, однако это утверждение справедливо для взрослого человека. Когда же речь заходит о ребёнке, первое, что должны сделать родители – проконсультироваться со специалистами, с врачами. О том, что бывает, если родители-вегетарианцы принимают такое решение за своих детей, и к чему это может привести, советуем посмотреть фильм Саверио Костанцо «Голодные сердца» (2014). Возможно, тогда неуёмный пыл в веганских сердцах немного поутихнет…

Что до «Поли», то помимо отмеченного псевдо природолюбивого подтекста из серии «Вредных советов» Григория Остера, выделить что-то примечательное в работе Ванье крайне сложно. Не добившись поддержки взрослых, девочка решает убежать вместе с пони к своему отцу в другое государство. Типичный киношный детский поступок. Где-то мы подобное уже видели, причём во французском кино и совсем недавно («Миа и белый лев»). Не хватает оригинальности фильму и в прочих аспектах. Злодеи выглядят картонно, поступки героев – нелепо, финал – банально. Даже саундтрек, и тот получился каким-то невнятным.

По итогу задаёмся вопросом, откуда у фильма такие завышенные оценки в российском сегменте (7.66/10 на Кипопоиске против 5.60/10 на IMDb), и ожидаемо не находим ответа. Видимо, большинство родителей всё же решили «не обращать внимания на всякие спорные моменты» (см. выше), чего мы со своей стороны, конечно же, сделать не можем. Поэтому только

-6