Впервые с колеей 1435 мм я познакомился в середине 80-х, как-то с отцом мы ходили на одну из перегрузочных станций в районе Мукачева-Товарного, там с одной стороны платформы шел путь колеи 1520 мм, а с другой 1435 мм. На соседних путях соседствовали грузовые вагоны железных дорог МПС СССР и восточноевропейских железных дорог. Интернета тогда не было, многое пришлось узнавать своими глазами или от рассказов взрослых.
В 1987 году, перед переездом в Чехословакию, пришлось много ездить в соседние города Чоп и Ужгород, для оформления документов, тогда я и обратил внимание, что от Чопа до Мукачева-Товарного шел путь колеи 1435 мм, он был неэлектрифицированным, часто шел сплетением с путями колеи 1520 мм, иногда отходил в сторону на каких-то станциях, где также осуществлялся перегруз. Тогда я обратил внимание и на винтовые сцепки европейских вагонов и буфера у грузовых вагонов европейских железных дорог.
Еще в 1987 году обратил внимание, что европейские локомотивы, тогда чехословацкие (ныне словацкие) и венгерские дальше Чопа не шли. Но раз есть путь колеи 1435 мм до самого Мукачева, то по нему должны ходить какие-то локомотивы. И вновь в до интернетные времена приходилось узнавать все путем наблюдений. Так выяснилось, что в депо Чоп на балансе были тепловозы на колею 1435 мм с буферами и винтовыми сцепными устройствами. Они были стандартной окраски – зеленой. Касаемо моделей, то это были отечественные тепловозы М62, 2М62 и маневровые тепловозы чехословацкого производства модели ЧМЭ3. Именно они и привозили грузовые вагоны восточноевропейских государств до Мукачево.
В наше время сохраняется некоторое количество тепловозов на колею 1435 мм в Чопе. Единственное, что территория депо в Чопе теперь стала площадкой ТЧ-9 Мукачево. После распада СССР и геополитических событий последних десятилетий, грузовые перевозки на этом направлении сократились, но полностью не прекращены, Чоп, по-прежнему, является перевалочным пунктом с колеи 1435 мм на 1520 мм, соответственно необходимость в локомотивах на колею 1435 не отпала, но сократилась, поэтому парк работоспособных тепловозов сохраняется, но стал меньше, нежели был в советские времена. К тому же локомотивы устаревают, а замены им не видно.
Еще одно место, где мне пришлось увидеть сплетение колеи 1520 и 1435 мм это белорусский город Гродно, впрочем европейская колея там была лишь на первом пути у вокзала. Ранее туда прибывал польский электропоезд, грузового оборота не было, поэтому белорусские локомотивы на колею 1435 не встречались. Но тепловозы серий М62 и ЧМЭ3 на европейскую колею имеются в Бресте.
У РЖД имелись локомотивы на колею 1435 мм на Калининградской железной дороге. Это были тепловозы модели М62.
Имеются локомотивы на колею 1435 мм и в Молдавии, например серии ЧМЭ3.
Полагаю, что локомотивы европейской колеи также могут быть на балансе некоторых других железных дорог стран бывшего СССР в местах стыкования колеи, но этот вопрос требует отдельного изучения.
Канал «ПАНТОГРАФ».
Наша группа в ВК:
ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки
Наша группа в Одноклассниках:
ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки
Другие материалы канала:
Три железнодорожных колеи Транскарпатской магистрали
Юго-западные железнодорожные ворота бывшего СССР
Недолгий век японских дизель-поездов Киха в России
#поезда #тепловозы #транспорт #железнодорожный транспорт #жд транспорт #железные дороги #железная дорога #транспорт ссср #интересные факты #поезд