Найти тему
ПАНТОГРАФ

Тепловозы в бывшем СССР на европейскую колею

Впервые с колеей 1435 мм я познакомился в середине 80-х, как-то с отцом мы ходили на одну из перегрузочных станций в районе Мукачева-Товарного, там с одной стороны платформы шел путь колеи 1520 мм, а с другой 1435 мм. На соседних путях соседствовали грузовые вагоны железных дорог МПС СССР и восточноевропейских железных дорог. Интернета тогда не было, многое пришлось узнавать своими глазами или от рассказов взрослых.

В 1987 году, перед переездом в Чехословакию, пришлось много ездить в соседние города Чоп и Ужгород, для оформления документов, тогда я и обратил внимание, что от Чопа до Мукачева-Товарного шел путь колеи 1435 мм, он был неэлектрифицированным, часто шел сплетением с путями колеи 1520 мм, иногда отходил в сторону на каких-то станциях, где также осуществлялся перегруз. Тогда я обратил внимание и на винтовые сцепки европейских вагонов и буфера у грузовых вагонов европейских железных дорог.

ЧМЭ3-3192 украинских железных дорог в Закарпатье на колее 1435 мм с винтовой сцепкой и буферами, источник фото https://smatron.livejournal.com/62995.html?view=comments (Евгений † SM@TRON † Салей)
ЧМЭ3-3192 украинских железных дорог в Закарпатье на колее 1435 мм с винтовой сцепкой и буферами, источник фото https://smatron.livejournal.com/62995.html?view=comments (Евгений † SM@TRON † Салей)

Еще в 1987 году обратил внимание, что европейские локомотивы, тогда чехословацкие (ныне словацкие) и венгерские дальше Чопа не шли. Но раз есть путь колеи 1435 мм до самого Мукачева, то по нему должны ходить какие-то локомотивы. И вновь в до интернетные времена приходилось узнавать все путем наблюдений. Так выяснилось, что в депо Чоп на балансе были тепловозы на колею 1435 мм с буферами и винтовыми сцепными устройствами. Они были стандартной окраски – зеленой. Касаемо моделей, то это были отечественные тепловозы М62, 2М62 и маневровые тепловозы чехословацкого производства модели ЧМЭ3. Именно они и привозили грузовые вагоны восточноевропейских государств до Мукачево.

Сплотка локомотивов украинской железной дороги на колею 1435 мм в Чопе, на переднем плане тепловоз  2М62, фото https://smatron.livejournal.com/62995.html?view=comments (Евгений † SM@TRON † Салей)
Сплотка локомотивов украинской железной дороги на колею 1435 мм в Чопе, на переднем плане тепловоз 2М62, фото https://smatron.livejournal.com/62995.html?view=comments (Евгений † SM@TRON † Салей)

В наше время сохраняется некоторое количество тепловозов на колею 1435 мм в Чопе. Единственное, что территория депо в Чопе теперь стала площадкой ТЧ-9 Мукачево. После распада СССР и геополитических событий последних десятилетий, грузовые перевозки на этом направлении сократились, но полностью не прекращены, Чоп, по-прежнему, является перевалочным пунктом с колеи 1435 мм на 1520 мм, соответственно необходимость в локомотивах на колею 1435 не отпала, но сократилась, поэтому парк работоспособных тепловозов сохраняется, но стал меньше, нежели был в советские времена. К тому же локомотивы устаревают, а замены им не видно.

Тепловоз ЧМЭ3-3532 колеи 1435 мм с европейским вагоном на станции Страбичево, Закарпатская область, 13 сентября 2002 года, фото https://www.trainpix.org/photo/257188/, автор Violator
Тепловоз ЧМЭ3-3532 колеи 1435 мм с европейским вагоном на станции Страбичево, Закарпатская область, 13 сентября 2002 года, фото https://www.trainpix.org/photo/257188/, автор Violator

Еще одно место, где мне пришлось увидеть сплетение колеи 1520 и 1435 мм это белорусский город Гродно, впрочем европейская колея там была лишь на первом пути у вокзала. Ранее туда прибывал польский электропоезд, грузового оборота не было, поэтому белорусские локомотивы на колею 1435 не встречались. Но тепловозы серий М62 и ЧМЭ3 на европейскую колею имеются в Бресте.

Совмещенный путь колеи 1520 и 1435 мм в Гродно, 17.08.2010, фото автор канала
Совмещенный путь колеи 1520 и 1435 мм в Гродно, 17.08.2010, фото автор канала
Тепловоз ЧМЭ3-3889 колеи 1435 мм и другие в локомотивном депо Брест, Белоруссия, 08.06.1998 года, фото с сайта https://pastvu.com/p/390376, автор Kruiskop
Тепловоз ЧМЭ3-3889 колеи 1435 мм и другие в локомотивном депо Брест, Белоруссия, 08.06.1998 года, фото с сайта https://pastvu.com/p/390376, автор Kruiskop
Тепловоз ЧМЭ3Т-7098 колеи 1435 мм в Бресте, 27.03.2011 года, фото http://pfoto-rzd.com/details.php?image_id=20570&mode=search, автор ЛЕХА ТИХОМИРОВ
Тепловоз ЧМЭ3Т-7098 колеи 1435 мм в Бресте, 27.03.2011 года, фото http://pfoto-rzd.com/details.php?image_id=20570&mode=search, автор ЛЕХА ТИХОМИРОВ

У РЖД имелись локомотивы на колею 1435 мм на Калининградской железной дороге. Это были тепловозы модели М62.

Тепловоз М62-1475 колеи 1435 мм с составом из Польских вагонов в Калининградской области, 09.11.2009 года, фото http://www.train-photo.ru/details.php?image_id=78816, автор Denis039
Тепловоз М62-1475 колеи 1435 мм с составом из Польских вагонов в Калининградской области, 09.11.2009 года, фото http://www.train-photo.ru/details.php?image_id=78816, автор Denis039

Имеются локомотивы на колею 1435 мм и в Молдавии, например серии ЧМЭ3.

ЧМЭ3-4518 колеи 1435 мм на ст. Унгень в Молдавии, 28.05.2014 года, источник фото https://trainpix.org/photo/101956/?&lang=be, автор mayhem
ЧМЭ3-4518 колеи 1435 мм на ст. Унгень в Молдавии, 28.05.2014 года, источник фото https://trainpix.org/photo/101956/?&lang=be, автор mayhem

Полагаю, что локомотивы европейской колеи также могут быть на балансе некоторых других железных дорог стран бывшего СССР в местах стыкования колеи, но этот вопрос требует отдельного изучения.

Канал «ПАНТОГРАФ».

Наша группа в ВК:

ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки

Наша группа в Одноклассниках:

ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки

Другие материалы канала:

Три железнодорожных колеи Транскарпатской магистрали

Юго-западные железнодорожные ворота бывшего СССР

Недолгий век японских дизель-поездов Киха в России

-9

#поезда #тепловозы #транспорт #железнодорожный транспорт #жд транспорт #железные дороги #железная дорога #транспорт ссср #интересные факты #поезд