Найти в Дзене

Переход к новому образу мышления можно увидеть у испанских юристов-теологов шестнадцатого века. Их юридическая теория была одной

Переход к новому образу мышления можно увидеть у испанских юристов-теологов шестнадцатого века. Их юридическая теория была одной из естественных границ деятельности в отношениях индивидов друг с другом, то есть пределов человеческих действий, которые выражали рациональный идеал человека как нравственного существа и были навязаны людям разумом. Эта теория существенно отличается от идеи античности, хотя и носит старое название. Греки думали о системе ограничения деятельности людей, чтобы каждый мог оставаться в том месте, для которого он лучше всего приспособлен природой,—месте, в котором он мог бы реализовать идеальную форму своих способностей,—и таким образом сохранить социальный порядок таким, какой он есть или каким он будет после перестройки. Юристы шестнадцатого века Контрреформации считали, что деятельность мужчин естественно ограничена, и, следовательно, позитивное право может[стр. 82] и должны ограничивать их в интересах деятельности других людей, потому что все люди обладают св

Переход к новому образу мышления можно увидеть у испанских юристов-теологов шестнадцатого века. Их юридическая теория была одной из естественных границ деятельности в отношениях индивидов друг с другом, то есть пределов человеческих действий, которые выражали рациональный идеал человека как нравственного существа и были навязаны людям разумом. Эта теория существенно отличается от идеи античности, хотя и носит старое название. Греки думали о системе ограничения деятельности людей, чтобы каждый мог оставаться в том месте, для которого он лучше всего приспособлен природой,—месте, в котором он мог бы реализовать идеальную форму своих способностей,—и таким образом сохранить социальный порядок таким, какой он есть или каким он будет после перестройки. Юристы шестнадцатого века Контрреформации считали, что деятельность мужчин естественно ограничена, и, следовательно, позитивное право может[стр. 82] и должны ограничивать их в интересах деятельности других людей, потому что все люди обладают свободой воли и способностью направлять себя к осознанным целям. Там, где Аристотель думал о неравенстве, возникающем из-за различной ценности отдельных людей и их различных способностей к тому, к чему призывает социальный порядок, эти юристы думали о естественном (т. е. идеальном) равенстве, включающем подобную свободу воли и подобную способность сознательного использования своих способностей, присущих всем людям. Следовательно, закон не существовал для поддержания социального статус-кво со всеми его произвольными ограничениями воли и использования индивидуальных способностей; он существовал скорее для поддержания естественного равенства, которое часто подвергалось угрозе или нарушалось традиционными ограничениями индивидуальной деятельности. Поскольку это естественное равенство было позитивно воспринято как идеальное равенство возможностей делать что-либо, оно могло легко перейти в концепцию свободного индивидуального самоутверждения как искомой вещи и правового порядка как существующего для того, чтобы сделать возможным его максимум в мире, изобилующем undis[стр. 83]покрытые ресурсы, неосвоенные земли и неиспользованные природные силы. Последняя идея сформировалась в семнадцатом веке и преобладала в течение двух столетий после этого, достигнув кульминации в юридической мысли последнего поколения.

Закон как обеспечение естественного равенства стал законом как обеспечение естественных прав. Природа человека выражалась в определенных качествах, которыми он обладал как нравственное, рациональное существо. Ограничения человеческой деятельности, о которых писали испанские юристы-теологи, основывались на врожденных моральных качествах людей, которые позволяли им иметь определенные вещи и делать определенные вещи. Это были их естественные права, и закон существовал просто для того, чтобы защищать и осуществлять эти права. Не должно было быть никаких ограничений ни для каких других целей. За исключением случаев, когда они должны были быть вынуждены уважать права других, что естественный человек или идеальный человек сделал бы без принуждения по соображениям разума, люди должны были быть оставлены свободными. В девятнадцатом веке этот способ мышления принимает метафизический оборот. Конечная вещь для юриста[Стр. 84] цели-это индивидуальное сознание. Социальная проблема состоит в том, чтобы примирить конфликтующие свободные воли сознательных индивидов, независимо утверждающих свою волю в различных сферах жизнедеятельности. Естественное равенство становится равенством в свободе воли. Кант рационализировал закон в этих терминах как систему принципов или универсальных правил, применяемых к человеческим действиям, в соответствии с которыми свободная воля субъекта может сосуществовать вместе со свободной волей всех остальных. Гегель рационализировал закон в этих терминах как систему принципов, в которой и посредством которой идея свободы реализовывалась в человеческом опыте. Бентам рационализировал его как свод правил, установленных и соблюдаемых властью государства, в соответствии с которыми каждому человеку был обеспечен максимум счастья, понимаемого в терминах свободного самоутверждения. Его цель состояла в том, чтобы сделать возможным максимум свободных индивидуальных действий, согласующихся с общими свободными индивидуальными действиями. Спенсер рационализировал это как свод правил, сформулировав "правительство живых мертвыми", в соответствии с которым люди стремились содействовать свободе каждого, ограниченной только[Стр. 85] как свобода для всех. В любом из этих способов изложения цель закона состоит в том, чтобы обеспечить максимально возможное общее индивидуальное самоутверждение; позволить людям свободно делать все, что они могут, в соответствии с аналогичным свободным выполнением всего, что они могут, своими собратьями. Это действительно философия права для первооткрывателей, колонизаторов, первопроходцев, торговцев, предпринимателей и капитанов промышленности. До тех пор, пока мир не стал перенаселенным, он хорошо служил устранению трений и способствовал самому широкому открытию и использованию природных ресурсов человеческого существования.