Здравствуйте, уважаемые читатели!
Если вам знакомы дневники Андрея Тарковского, вы вероятно обращали внимание на обилие в них «негатива» по отношению к коллегам–служителям Мельпомены. Можно по-разному относиться и к этим записям, к творчеству Тарковского, да и к нему самому, но дневники эти, прежде всего, ценны своей искренностью. Вот такой непростой характер (а может быть и тяжёлый) был у знаменитого режиссёра — факт есть факт.
В статье
авторы — Игорь Евлампиев и Андрей Тарковский-младший приводят интересную цитату из дневника режиссёра:
Но цитата оказалась неполной. Вот что писал о планирующейся постановке Смоктуновского Тарковский в «без купюр»:
Тарковский, по словам Андрея Кончаловского, хотел пригласить Смоктуновского на роль Андрея Рублёва в одноимённом фильме, но тогда Смоктуновский предпочёл «Гамлета». Также Тарковский упоминает Смоктуновского в дневнике, в качестве исполнителя главной роли в «Солярисе», на случай, если Донатас Банионис не смог бы сниматься. Но потом сотрудничество актёра и режиссёра всё же состоялось и голос Смоктуновского прозвучал в картине Тарковского «Зеркало».
Возмущение Тарковского странно по нескольким причинам: если он планировал снимать «полный метр», какое ему дело до съёмок телефильма? Тем более, на фоне гипотетического провала «дремучего» Смоктуновского, опять же гипотетический фильм Тарковского смотрелся бы выгоднее. Да и вообще: почему Тарковский был так уверен, что Смоктуновский Достоевского непременно «погубит»? Смоктуновский блистательно играл Мышкина много лет, вполне возможно, у него была готова достойная для экранизации концепция, сценарий и так далее.
Кстати довольно занятно, что кроме дневников Тарковского, упоминаний о желании Смоктуновского ставить «Идиота» для телевидения, мне найти пока не удалось. Хочется теперь узнать и о проектах актёра, и о возможном противодействии ему со стороны Тарковского подробнее, продолжу поиски.
А сам Тарковский, в частности, планировал вот что:
Подробнее о планах Тарковского на экранизацию Достоевского можно прочесть, пройдя по ссылке в закреплённом комментарии.
Интересно, что съёмки через несколько лет ему почти согласовали:
Но в итоге режиссёр, как и Смоктуновский, по Достоевскому ничего не снял.
Уважаемые читатели, благодарю вас за внимание! Если вам понравился этот пост, поддержите развитие канала лайками, комментариями и подпиской.
Материалы по теме:
— Новый сериал «Седьмая симфония». Зачем авторы «репрессировали» жену главного героя?
— «Дядя Ваня» во МХАТе. Смоктуновский, Ефремов и старые плёнки