Обучение с помощью цифровых технологий. Когда-то это звучало фантастически. Сейчас e-learning — часть нашей жизни, постепенно вытесняющая традиционные семинары, лекции и конференции. И это неудивительно: электронное обучение действительно лучше адаптировано к современным реалиям. На его стороне — как минимум пять весомых аргументов.
- Удобство использования. С e-learning обучение больше не зависит от места, времени и личного присутствия. Один клик — и материалы курса есть у каждого. Просто, быстро, удобно.
- Универсальность. E-learning позволяет провести инструктаж, обучить сотрудников, подготовить их к серьезной должности, проверить знания и навыки, проанализировать последствия решений. Он охватывает широкий спектр задач и адаптивен к разному бюджету.
- Незаменимость. Как установить бортовое оборудование в самолет? Или вывести космический корабль на орбиту? E-learning незаменим для обучения работе со сложными и дорогими устройствами. А также для отработки нештатных ситуаций — будь то авария на электростанции или вынужденная посадка.
- Финансовая выгода. Инвестиция в e-learning — это экономия в будущем. Его внедрение позволило корпорации IBM снизить затраты на обучение сотрудников на 40%. А компания Hyundai Mobis смогла увеличить продажи благодаря симулятору для тренировки навыков общения. Прежде она теряла миллионы долларов из-за неумения стажеров вести диалог с клиентами.
- Эффективность. По данным Forrester Research, 75% работников предпочитает видеогайды привычному инструктажу. И это неслучайно: аудиовизуальная информация воспринимается нами лучше, чем речь или текст. Согласно исследованиям Эдгара Дейла, спустя пару недель мы вспоминаем лишь 10% прочитанного и 20% услышанного. Электронное обучение балансирует между 50% и 90% по этой шкале.
При этом e-learning — необязательно дорогостоящее удовольствие. Для одних и тех же целей можно выбрать как бюджетный, так и более продвинутый формат. Какими они бывают и чем отличаются? Попробуем разобраться.
Мультимедийные тесты
Начнем с самого простого инструмента, который можно использовать как отдельно, так и в составе обучающего курса. Это мультимедийные тесты для проверки знаний сотрудников. Они бывают классическими или сюжетными; с изображениями, аудио-, видеорядом и элементами геймификации. Как правило, задания построены по принципу:
- выбор ответа из списка вариантов;
- выбор нескольких ответов;
- открытый вопрос;
- сопоставление вариантов;
- «правда или нет»;
- «вставь пропущенное слово» и т. д.
Тесты помогают собрать статистику, узнать сильные и слабые стороны сотрудников, определить их готовность к работе. В составе курса они, как правило, следуют после информационных блоков.
Мультимедийные презентации
Презентация, пожалуй, один из самых гибких вариантов в плане и контента, и стоимости. Ее легко адаптировать под практически любые задачи с помощью аудио, видео, анимации и 3D-моделирования. Добавление других элементов e-learning значительно расширяет ее возможности.
К примеру, у вас презентация для будущих менеджеров по продажам. В вводной части может быть видеоролик о целях компании. Далее — краткий инструктаж и наставления опытных сотрудников с анимацией и озвучкой. И наконец — встроенный диалоговый тренажер или тест для закрепления полученных знаний. Обучение может стать еще интереснее, если добавить интерактивные объекты, анимированных героев или элементы геймификации.
Видеоматериалы
Видеоматериалы — это информационные ролики для обучения. Их преимущество — максимальная наглядность. Двухминутное видео порой красноречивее лучшего специалиста: оно задействует сразу несколько каналов восприятия, апеллирует к образному мышлению и завораживает динамикой. А если добавить в ролик оригинальный сюжет или забавную мультипликацию, его зафиксирует еще и эмоциональная память, чтобы потом не раз прокручивать в голове по дороге от работы до дома.
Обучающие видео могут содержать анимацию, озвучку, саундтреки, звуковые эффекты, субтитры, экранные подписи и многое другое. Они прекрасно подходят для объяснения как абстрактных понятий — например, ценностей организации, — так и специфического материала: как пользоваться лабораторным микроскопом и т. п. Такие видео нередко входят в комплексные обучающие курсы.
Мультимедийные квесты
Следующая ступень эволюции — мультимедийные квесты. Это обучение в форме интерактивной игры. Как правило, за основу берется сюжет из рабочей практики. Как это выглядит?
Представьте, что вы наняли стажеров в свою логистическую компанию Frodo Baggins & Co. Чтобы они быстрее освоились, вы запускаете квест. Задача их виртуальных персонажей — обойти все этажи и кабинеты, встретиться с ключевыми сотрудниками и проследить за этапами доставки Кольца Всевластья.
Так в процессе игры они знакомятся с командой, общими правилами и распределением обязанностей внутри компании. При этом вам не нужно тратить свое время, вводя в курс дела каждого нового работника, — что особенно критично для крупных организаций.
Диалоговые тренажеры
Если вы хотите повысить культуру речи сотрудников, ваш выбор — мультимедийные диалоговые тренажеры. Они имитируют непростые ситуации в общении и учат решать конфликты, что особенно актуально для операторов кол-центра, продавцов и руководителей.
Каждое задание — это диалог с гипотетическим клиентом, деловым партнером или сотрудником. Он что-то предлагает, спрашивает или жалуется. Задача тестируемого — выбрать правильную ответную реплику. Либо произнести ее вслух, чтобы программа могла оценить интонацию, выразительность и скорость речи. Различные шкалы, например «доверия» и «настроения» собеседника, тоже играют роль. Если он раздражен — вариант «сказать с улыбкой» может его рассердить.
К тому же каждый ответ влияет на развитие дальнейших событий. Сможет ли ваш работник продать товар крайне скупому клиенту? А уладить разногласия с торговым партнером? Даже в случае неудачи программа научит вести сложные диалоги и направлять их в нужное русло.
Тренажеры Drag-and-Drop
Существует и другая разновидность тренажеров — Drag-and-Drop. Дословно означает «перетащить что-то куда-то». Как это работает?
Представим, что ваш стажер изучает принципы выкладки товара. После этого программа переносит его в виртуальный магазин. Его задача — разложить часы на витрине так, чтобы увеличить продажи новой коллекции Casio. Зажав кнопку мыши, он передвигает предметы в центр демонстрационной стойки — «Верно!». И дальше задания усложняются. Тренажер может попросить найти соответствие, восстановить порядок, исправить ошибку и т. д.
В итоге за пару часов стажер самостоятельно изучает азы мерчандайзинга. И даже получает практический опыт.
Электронное обучение в эпоху пандемии: новые возможности
Симуляторы
Но если вы готовите сотрудников к управленческим должностям, присмотритесь к бизнес-симуляторам. Это продвинутые сюжетные игры со множеством мультимедийных элементов. Они воссоздают сложные рабочие ситуации с огромным количеством переменных.
Игра может быть в жанре 3D-симулятора офисной работы или экономической стратегии, где нужно управлять промышленным предприятием. Как правило, в ней смодерированы все нюансы производства. Игрок манипулирует продажами, логистикой, персоналом, закупками, административно-хозяйственной частью. А программа анализирует выбранную стратегию, указывает на ошибки и дает рекомендации на будущее. Также с помощью симуляций можно тестировать организационные решения и прогнозировать последствия — задолго до столкновения с реальными трудностями.
Многие крупные организации внедряют симуляторы, чтобы повысить финансовую грамотность сотрудников, обучить их управлению компанией и работе со сложным и дорогим оборудованием. В последнем случае нередко используют технологии виртуальной и дополненной реальности. Например, AR-очки со всплывающими подсказками, как заправить биореактор. Или VR-симулятор работы на нефтеналивной эстакаде.
И это еще не все
Способы применения e-learning ограничены только человеческой фантазией. Вы можете выбрать один подходящий формат или целый курс, сочетающий в себе все и сразу. Интегрировать файлы в приложение или хранить их на платформах дистанционного обучения (СДО). И даже автоматизировать процесс, чтобы нужные материалы сами рассылались в заданный срок — без контроля со стороны.
Все остальное — создание обучающих курсов и СДО — можно доверить нашим специалистам. Мы разработаем подходящий сценарий, дизайн, подготовим контент и, если нужно, переведем его на другие языки.
Ваши курсы будут всегда у вас под рукой. И пока пандемия вносит свои коррективы, путая планы и меняя условия, вы в любой момент сможете воспользоваться этими гигабайтами знаний, которым не нужно надевать маску, чтобы прийти в офис. Достаточно нажать кнопку «отправить» — и все.
Источник: Logrus IT