Найти в Дзене
Национальный след

«Люди просто пытались выжить». Как существовала Чечня в 90-е между двумя войнами

Оглавление

Осенью 1996-го года Масхадов и Лебедь подписали так называемый Хасавюртовский мир. Чечня оказалась по сути в подвешенном состоянии - независимости так и не получила, однако и Россия республику отпустила в почти свободный полет.

Подписание Хасавюртовского мира
Подписание Хасавюртовского мира

Как же жили обычные люди в Чечне той поры, с 1996-го по 1999-й годы?

Разрушенная республика осталась все также связана с Россией финансовыми и дорожными артериями. Своей валюты в Чечне так и не ввели - хотя Дудаев планировал запустить чеченский нахар, однако Масхадов на подобный шаг уже не пошел.

Свою валюту в Ичкерии так и не ввели
Свою валюту в Ичкерии так и не ввели

Выехать из Чечни сперва кроме как через Россию было невозможно. Однако в 1997-м Масхадов все же построил дорогу через Аргунское ущелье в Грузию. Кстати, на любезно выделенные Москвой деньги.

Дорога в Аргунском ущелье
Дорога в Аргунском ущелье

О каком-либо промышленном производстве в Чечне той поры речи не шло - все предприятия стояли разрушенными. Как и значительная часть зданий - даже для инаугурации самого Масхадова в Грозном в 97-м едва отыскали уцелевший дворец культуры Химиков на самой окраине города.

-5

Некий расчет в Чечне сперва делали на возможные инвестиции со стороны арабских государств. Но быстро стало ясно - ни одна арабская страна никогда не пойдет на ухудшение отношений с Россией из-за какого-либо ее региона, как бы тот не звался.

Масхадов, как бывший полковник советской армии, изначально планировал строить светское государство. Но быстро выяснилось, что противостоять радикальному исламу даже бывший советский офицер в одиночку просто не в состоянии. Потому в ЧРИ был введен уголовный кодекс про образцу шариатского суданского. Со всеми вытекающими. Появилась и своя шариатская гвардия.

Самого Масхадова тогда его политическое оппоненты объявили в пророссийской политике. И едва не скинули в пламени гражданской войны.

Грозный никто восстанавливать не спешил
Грозный никто восстанавливать не спешил

Хотя, стоит отметить, что поначалу президентские выборы в Ичкерии 1997-го, на которых Масхадов набрал более 60 процентов голосов, признали все полевые командиры.

Признали Ичкерию как независимое государство тогда и талибы. В Кабуле в 1999-м году в здании бывшего советского посольства даже открылось официальное представительство ЧРИ.

Масхадов всю республику практически не контролировал - тот же Урус-Мартан оказался вообще де-факто отдельным государством под началом полевых командиров, знаменитых братьев-генералов Ахмадовых.

Братья Ахмадовы
Братья Ахмадовы

В Сержень-Юрте власть держал Хаттаб, организовавший там в бывшем пионерском лагере школу "Кавказ" по подготовке боевиков, Ведено отошло в вотчину к Басаеву, Гудермес - братьям Ямадаевым...

Не было работы

Грозный в 1998-м году
Грозный в 1998-м году

В республике толком не было электричества. Как и работы. Кто-то пытался выжить, продавая кирпич, металлолом, занимаясь мелким сельским хозяйством. На полевые работы шли даже городские люди, мало прежде с таким трудом знакомые. Впрочем, занятие то было опасное - поля-то никто толком не разминировал.

В Грозном и окрестностях начали массово кустарным способом добывать газовый конденсат из ям - на нем можно было ездить, правда автомобильные моторы, понятное дело, долго не выдерживали. Процветало нелегальное производство бензина.

-9

Контрафактный бензин нуждавшиеся люди тогда продавали прямо в банках на трассах

-10

В центре Грозного так и стоял разрушенный дворец Дудаева - бывший Реском. Масхадов обосновался в специально построенной для него кирпичной резиденции.

Дворец Дудаева лежал в руинах
Дворец Дудаева лежал в руинах

Лучше жили на селе - там в частных домах можно было растопить печку дровами. Хотя бесконтрольная рубка лесов на дрова частенько приводила к печальным последствия в виде оползней. А вот жителям городских многоэтажек оказалось совсем худо на холоде. Хотя газовики и электрики пытались сделать, что могли.

Фактически полиции или милиции в Ичкерии не было - оную еще Дудаев в начале 1990-х распустил. Однако проблем с мелким внутренним криминалом не было - огнестрельное оружие в республике было у каждого мужчины, за каждым чеченцем стоял его род.

-12

Зарплаты тогда платили лишь немногие организации. Например, строивший дороги Автодор. Из-за чего по Чечне ходила мрачная шутка: заработать у нас в Ичкерии можно либо через Автодор либо через "стаг вадор" (похищение людей).

Невыплаты зарплат достигали таких масштабов, что летом 1998-го встал на безденежье даже Грозненский водоканал, оставив город без воды в самую жару.

А вот лидеры боевики явно не бедствовали. Например, шикарный особнячок построил себе Шамиль Басаев.

-13

Активно мутил рыбку в мутной воде межвоенной Чечни и Борис Абрамович Березовский. Даром, что сидящий рядом министр печати Мовлади Удугов ставил курс на официальный антисемитизм.

-14

Но школы работали

Интересно, что в Чечне той поры работали школы и вузы. Хотя, понятное дело, качество обучения упало донельзя. Работали также уцелевшие больницы - врачи своей работы не оставили. Часто даже не получая за свой труд денег.

В грозненском интернате дети получали по 350-400 граммов хлеба в день - норма почти что блокадного Ленинграда! На вопрос журналиста о самой сокровенной мечте один из воспитанников интернета тогда ответил:

  • Мечтаю наесться досыта и чтоб зарплату учителям нашим дали наконец-то.

Лучше жили финансировавшие из Турции и арабских стран религиозные школы, где изучали Коран и арабский язык.

Русские в межвоенной Ичкерии

Интересно, что в Грозном в межвоенное время можно было еще увидеть немало русских, особенно одиноких стариков, о которых забыли их уехавшие в "большую" Россию дети. Пенсионерам таким помогали выживать их сами отнюдь не жировавшие чеченские соседи.

Любопытный момент. В Наурском и Шелковским районах местные терские казаки пытались тогда организовать нечто вроде объединения. Однако против выступил сам Масхадов, проведший летом 98-го спецоперацию против казаков.

Мятежных атаманов тогда власти Ичкерии отпустили лишь по просьбе нашедших общий язык с деятелями ЧРИ донских и кубанских казаков.

Нехитрые радости

Кобзон на концерте в Грозном. 1997-й год
Кобзон на концерте в Грозном. 1997-й год

В общем, обычные люди в Чечне тогда просто выживали. Но прочем, были и кое-какие нехитрые радости.

Шли популярные среди чеченцев во все время конные состязания, скачки. Также выступали танцевальные ансамбли. Приезжали с гастролями наиболее смелые российские актеры, как например, Иосиф Кобзон.

В 1997-м году по инициативе Шамиля Басаева и под его поручительством в Чечне даже провели международный чемпионат по шашкам. Приехали участники из России, Прибалтики, Германии и даже Израиля. Призовой фонд составил 45 тысяч долларов.

Басаев провел в Грозном международный чемпионат по русским шашкам
Басаев провел в Грозном международный чемпионат по русским шашкам

Интересно, что в ЧРИ отмечали день победы в Великой Отечественной - 9 мая. Как и новый праздник - 6 сентября, названный днем независимости Ичкерии. Выходными объявлены были и религиозные праздник - причем как мусульманские (Курбан-Байрам) так и христианские (Пасха).

Кстати, запрета на въезд или выезд из Чечни в другие регионы России в 1996-1997 гг не было. Люди из республики свободно ездили в Дагестан, Ингушетию, на Ставрополье, где оформляли и получали, к примеру, пенсии.

Завтра была война...

-17

Летом 1998-го года муфтий Чечни Ахмат Кадыров попытался организовать в Чечне переворот, остановить разгул ваххабизма и вернуть более-менее видимость нормальной жизни. Однако потерпел неудачу и был вынужден с семьей укрыться у братьев Ямадаевых в Гудермесе.

Летом 1999-го Басаев и Хаттаб готовили свой рейд на Дагестан. Начиналась вторая чеченская кампания...