Найти тему
kin0guru

Рецензия на советский фильм «Вратарь» из "Нью-Йорк Таймс" 1937 года

Вот уже близится и финальная игра мирового фубольного первенства, что приподнёс нам столько сюрпризов и сенсаций. Поэтому, не дожидаясь, когда дойдёт черёд статьи про советскую кинокомедию "Вратарь" (1936) из газеты "Нью-Йорк Таймс" согласно итогам читательского голосования, я решил запустить её именно сейчас - потом будет не так актуально. Скажу сразу, что рецензией американскую публикацию от 21 февраля 1937 года на сей раз назвать особенно рука не поворачивалась - безымянный корреспондент, делая репортаж из Москвы, про сам фильм написал сравнительно немного, больше порассуждав о кинотенденциях в СССР того далёкого времени - но такова уж наша рубрика. Главное, чтоб было аутентично! И пусть вас не смущают слова иностранца о том, что постановка кино "не первоклассная" - тогда и советские критики нашли в этом фильме множество огрехов...

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

ЭКРАН В МОСКВЕ

Кинозрители в Москве приветствуют фильм «Вратарь» - одну из первых новинок, выпущенных «Ленфильмом» в 1937 году. Приветствуют, как предвестника более широкого выбора киноразвлечений по сравнению с прошлым годом. И делают они это не без оснований: как в отношении самой картины — бесшабашной, хоть и далеко не первоклассной постановки, изрядно напоминающей американские студенческие комедии, — так и по поводу состояния, переживаемого непосредственно киноиндустрией.
Снятый режиссёром Тимошенко "Вратарь" является первым советским фильмом о футболе. Игра, известная тут как футбол, - на самом деле соккер и он, как в реальной жизни, так и в первой картине о нём, по "выходным" собирает прекрасные новые стадионы с ликующими болельщикам. «Вратарь» интересен своей беззаботной комедийностью, очень личностной темой с акцентом на любовь, стремительным темпом на всём протяжении и захватывающими ситуациями (порой ну совсем неправдоподобными).
Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников
Главный герой - красивый крестьянский парень, с которым однажды летним днём знакомится пушествующая по реке футбольная команда молодых рабочих. Увидев как тот ловко ловит арбузы, они приглашают его в большой город, чтобы работать с ними и играть. Деревенский малый более чем хорош: его вратарское искусство становится сенсацией и он находится на полпути к завоеванию сердца самой очаровательной блондинки в спортобществе. Один из самых захватывающих моментов картины тот, когда, игрокам, опаздывающим на стадион, приходится добираться до него на аэроплане, при этом они по очереди катапультируются и спускаются на футбольное поле на белоснежных парашютах. Намек на более сложную голливудскую манеру прослеживается и в декорациях спортивного клуба, и других деталях, которые не дают фильму изобразить советскую молодежь реалистично, однако то, что это указывает на современные развлекательные тенденции в здешнем кинопроизводстве, определённо заслуживает внимания.
-3
Также его заслуживает критика, которой недавно подверглась киноиндустрия со страниц «Правды» (газеты Коммунистической партии), а также в других важных источниках. Центральное руководство óтрасли ругали за отсталость и нерасторопность. После этого сообщения о недостатках ряд режиссёров, ведущих киноактёров и технических специалистов страны собрались, чтобы обсудить трудности. Встреча прояснила атмосферу и ускорила темп студийной работы, так что, несмотря на то, что со многим ещё предстоит разбираться, в целом наступивший год принес с собой подобие надежды. Его программа тоже требует большей активности.
После выпуска пятидесяти двух полнометражных фильмов в 1936 году студии планируют за год теперь выпустить в общей сложности 100 киноработ. Некоторые из новинок будут отражать непосредственно повседневную жизнь, особенно что касается рабочих фабрик и заводов; будет даже лента о стахановском движении.
Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников
На политическую тему снимают фильм под рабочим названием «Великий гражданин»; его режиссёр - Фридрих Эрмлер с "Ленфильма", ранее поставивший "Крестьян". Владимир Пудовкин сделает картину о героях авиации. Текущие графики предусматривают полнометражку о жизни С. М. Кирова, члена Политбюро и лидера ленинградского комитета Компартии, убитого около двух лет назад. Исторические фильмы, которые выйдут в этом году, включают киноработу Петрова о Петре Первом по роману Алексея Толстого; Рошаля о Парижской коммуне и картину Довженко о Щорсе, герое гражданской войны на Украине, которого иногда называют «украинским Чапаевым». Киевская студия представит "Том Сойера" по Марку Твену, "Гавроша" по Виктору Гюго и "Бесприданницу" по произведению русского писателя Островского. Все они входят в число фильмов по мотивам зарубежной и русской классики, которые сняты в СССР в этом году.
Отечественная продукция далека от того, чтобы полностью удовлетворить интерес к экранизациям, но лишь немногие из них импортируются - ведь огромная часть зарубежных аналогов считается политически неточной либо склонна придавать слишком большое значение романтическим элементам в ущерб социальному происхождению. «Анну Каренину» здесь не показали по этой причине. Не исключено, что Союзинторгкино - организация по импорту и экспорту фильмов - может приобрести «Мельницу на Флоссе», «Джейн Эйр», «Гордость и предубеждение» и «Посмертные записки Пиквикского клуба». Ожидаются, кстати, премьеры фильмов «Мария Шотландская», «Пастер», «Дантон» и других биографических фильмов иностранного производства.
Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников
Планируется, что советские киностудии выпустяти ряд более лёгких полнометражных фильмов, некоторые из которых уже запущены в производство. Одну из таких картин сейчас делает Александров, известный по «Весёлым ребятам». В некоторых из этих фильмов будут играть заметную роль танцы - как бальные, так и русские народные. Новые фильмы в лёгких жанрах, требующих много музыки и веселья, как правило, изображают сугубо индивидуальные ситуации и, даже отражая дух здешней жизни, будут фактически аполитичны. Означает ли растущий акцент на юморе и личной жизни отрицанием так называемого «пропагандистского» фильма? Это зависит от того, что подразумевается под этим очень ёмким словом.
Если под «пропагандой» понимать в более популярном ее смысле настойчиво-политическую тематику и массовое действие в первых русских фильмах, снятых после революции, то, очевидно, конечно, что такого рода фильмы киностудиями снимаются нечасто, хотя Е. Дзиган, режиссёр последней из подобных киноработ («Мы из Кронштадта») и В. В. Вишневский, написавший её сценарий, только что получили за эту постановку по ордену Ленина.
Анонс из газеты "Вечерняя Москва"
Анонс из газеты "Вечерняя Москва"
Если же использовать термин «пропаганда» в его более широком, философском значении, то кинокартины, которые можно так обозначить, продолжают направлять сознание миллионов кинозрителей в русло, намеченное политическими и просветительскими задачами новой России. Каждая выпущенная картина, какой бы личной ни была ее тематика, несет на себе печать советской идеологии, какой бы слабовыраженной она ни была в таких фильмах, как "Вратарь".

(с) Перевод с английского и пролог — Albert Magnus, специально для kin0guru

Если понравилась статья, ставьте лайки, подписывайтесь и комментируйте