Найти тему
kin0guru

"Вратарь" - комедия, ставшая драмой

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

Что-то всё таки наверное такое разлито сейчас в воздухе, что раз за разом мы возвращаемся к теме вратарей и вратарского искусства (или, скорее, долга). Вот и в завершившемся днями европейском противостоянии, трудно переоценить роль "первых номеров", когда судьбы многих матчей решались в сериях пенальти. Естественно, канал Kin0guru, со своей стороны, не может обойти вниманием картину Семёна Тимошенко, которая так и называется - "Вратарь".

Легенда гласит (впрочем, в подобных делах, возможно, легенды играют роль куда более важную, чем твердо установленные факты), что, уже имея на руках готовый сценарий и разрываясь в поисках главного героя, режиссер, катаясь на катере вдоль берега реки (как минимум – Днепра, а возможно и самой Волги), случайно оказался свидетелем разгрузки баржи. Увидев, как атлетически сложенный белокурый парень ловит арбузы, Тимошенко понял – вот она, начальная сцена фильма, а вот и он – главный герой. Ну и совершенно случайно, по закону жанра, этим ловкачом оказался начинающий актер Григорий Плужник, вспомнивший свою артельную юность.

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

К съемкам кроме актеров привлекались так же футболисты киевского «Динамо», которые ради важнейшего из искусств даже отказались от поездки в столицу на кубковый матч. Так и сказали, мол, никак не могут - все внезапно и одновременно заболели корью.

Зато, вместо кубковых игр, киевляне попали в историю. А вратарь команды Антон Идзковский помимо того, что учил Григория Плужника секретам вратарского мастерства, ещё и сыграл голкипера «Черных буйволов».

Фильм, что называется, прогремел, причем настолько, что и в наше время является основой для пишущих об истории советского футбола, причем и среди зарубежных авторов. Британский писатель Джонатан Уилсон упоминает роман и фильм в посвященной лучшим вратарям мира книге «Непробиваемые». Неудивительно. В любви к этому фильму признаются такие разные люди как, например, критик Лев Аннинский и, некогда вратарь сборной СССР, а позже популярный телеведущий и комментатор Владимир Маслаченко. Сколько мальчишек заболели после той картины футболом и мечтой стать надежным "стражем ворот", теперь и приблизительно подсчитать невозможно.

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

Однако, Уилсон своим бдительным оком видит в перипетиях картины, скорее, трагический разрыв между индивидуальной мечтой (прославить фамилию) и чаяниями коллектива. Метания героя между более перспективным в игровом плане «Торпэдо» (в романе – «Магнето») и своим в доску «Гидраэром», для которого главное, всё-таки не футбол, а новые скоростные глиссеры на воздушных толкающих винтах и вообще – «счастье народное», приводят Кандидова почти к положению изгоя.

«Униженный и разбитый Кандидов затем пережил период поиска смысла бытия и едва не убил себя, забыв по случайности выключить газ, но в конечном счете воссоединился с командой «Гидраэр». Это традиционно коммунистический взгляд на библейского блудного сына»
Из свободных интернет источников
Из свободных интернет источников

Конечно, англичанин помянул и «пограничную полосу», которая проходит за вратарем, согласно известной песни Дунаевского и Лебедева-Кумача:

«Весьма привлекательной кажется мысль о том, что в обществе, требовавшем ото всех однообразия, игра в воротах была редкой возможностью выразить свою индивидуальность, выделится на фоне остальных членов коллектива, и представлялась тем самым атрибутом, который сделал вратарскую позицию столь популярной и желанной в коммунистическом обществе».

Впрочем, и сам тут же оговаривается, что «возвышенное восприятие вратарского ремесла в русском духе восходит ещё к дореволюционным временам»

Вот он тоталитаризм, джентльмены, как бы говорит Уилсон своим читателям, но ничтоже сумняшеся, описывая в превосходных красках игру одного легендарного британского голкипера – Элиша Скотта, берёт схожие обороты:

«Он был словно высечен из гранита, у Скотта не было никакого эстетского шарма, он обладал железной волей. Следуя упрямым традициям своей провинции, он придерживался одного убеждения – враг не должен прорвать его оборону».

Ну, «это другое», мы понимаем.

А.Дейнека. "Вратарь", 1934 г
А.Дейнека. "Вратарь", 1934 г

С британцем ясно, он даже сам почти ничего и не придумывает, почти слово в слово повторяя то, что писали об эстетике советского спорта и о картине "Вратарь" отечественные авторы.

В статье по вышеприведенной ссылке и вовсе видят в фигуре вратаря сначала товарища Сталина, как делегата всего народа перед лицом "Запада", а потом и самого "князя Тьмы":

"хотя не все дьявольские ассоциации вратарской линии «Зависти» из этой пространной цитаты Игоря П. Смирнова безусловны, в случае с «Вратарем республики» достаточно просто прибегнуть к статистическим показателям: Антон восемь раз сравнивается с чертом, четыре раза с дьяволом и даже один раз с сатаной («Антон как сатана берет»)"
АНДРЕЙ АПОСТОЛОВ. "Враг у ворот
Советский вратарь: кино, культура, политика"

Думается, это уже перебор. Играя со случайными ассоциациями, автор, в соответствии с "духом нового времени" полностью игнорирует прямой посыл, когда советские футболисты как раз противостоят рогатым "злым силам" в матче с "Черными буйволами".

из свободных интернет-источников
из свободных интернет-источников

Но голкипер и правда,всегда как бы отделяется от прочих игроков. Особенно, когда от него зависит сама судьба матча. Вратарь как бы возносится над всем бренным в эти моменты, недаром мастера живописи и книжные иллюстраторы чаще всего изображали его в прыжке, в отрыве от почвы и от того самого пресловутого коллектива. Вот только всегда за этим взлетом следует падение и дай бог, если после приземления в руках у тебя окажется мяч.

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

Но, видимо будет неправильно рассматривать этот «полёт» в отрыве от всей эстетики картины, которая отсылает скорей к научной фантастике, хотя и совсем недалекого (от времени создания фильма) будущего. А такое будущее - это не только обновленные города, великие стройки и поворот рек, Прежде всего это новый, особый тип человека.

Подходит ли Антон Кандидов в кандидаты на светлый образ будущего человека? Подойдёт, уверяют авторы, если от коллектива отрываться не станет. Личные амбиции поощряются, но до определенного предела. Можно, махнув рукой на должность главного тамады дружного девичьего коллектива, податься в Москву, а там «учиться, учиться и учиться», а вот искать более жирного куска в сомнительной среде нарождающегося шоу-бизнеса по-советски, уже предосудительно. Для создаваемого образа ещё очень важен инженер Карасик – комический двойник, пересмешник Кандидова, снижающий пафос в эпизодах, когда того слишком уж несет в сторону «белокурой бестии», немолодой инженер курьезно скачет в воротах и отбивает шальной мяч «пятой точкой».

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

Так же комично он изгоняется из вратарей в поле (и как тут не вспомнить любимую угрозу всех "начальников в погонах": отправлю, мол, тебя в народное хозяйство!) и уже после смены позиции терпит урон от столкновения с вратарём (да так, что его выносят без чувств), затем "воскресает" от слёз любимой женщины и помогает-таки размочить непробиваемого Кандидова.

Свободное от работы у кульманов Гидраэра время Карасик посвящает созданию искусственного интеллекта. Он конструирует робота или как сам его называет «электрокамердинера». Не промышленный манипулятор, отметим, а бытового назначения андроида. Вот кто у нас подлинный "человек будущего", оказывается.

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

Или даже – киборга, учитывая, что ближе к финалу он сам примерит на себя стальное облачение (закаляйся, как сталь!) для благой цели возвращения Антона. Не знаю, вкладывали ли подобный смыслы Кассиль и Тимошенко, но вышло символично – средневековый рыцарь, не из «вчерашнего» даже, из «позавчерашнего» дня, возвращает герою утраченные было честь и доверие к своим товарищам.

из свободных интернет-источников
из свободных интернет-источников

Остаётся лишь упомянуть, что для самого Григория Плужника эта роль осталась единственной звездной. Он не сгинул ни в суровое предвоенное время, ни на фронте, где, хотя и выступал иногда с агитбригадами, но всё же будучи в составе действующей армии. В его жизни было три брака, долгий период забвения и пребывания на эпизодических ролях, единственным исключением стала роль разведчика Биденко в экранизации повести Валентина Катаева «Сын полка». Он скончался 27 января 1973 года от последствий перенесенного инсульта, но Вратаря помнят до сих пор. В том же 1973 образ из старого фильма отозвался в стихах ленинградского поэта Семёна Ботвинника, хотя и посвященных хоккею – властителю дум нового времени.

«В кино меня радовал встарь

На Волге ворочавший грузы

Республики добрый вратарь –

так ловко ловивший арбузы!

Дворовых мальчишек герой,

он снова встаёт предо мною…

Игра оставалась игрой,

война оставалась войною.

……

Тот парень стоял на ветру

открыто – без маски и шлема:

ещё не входила в игру

столетья жестокая тема»

(с) Роман Ужасов, специально для Kin0guru, 2021 г

#тайны кино от kin0guru