О встрече с этими людьми пришлось договариваться очень долго.
Чтобы попасть в зону влияния Якудза, как правило, нужно уехать подальше от престижных районов или зайти в бар, куда ходят не туристы.
Любезные японцы, которые улыбались вам в отелях и магазинах исчезают.
Вы увидите людей, которые устраивают разборки на улицах и в барах, торгуют запрещенными веществами и оружием, выбивают долги бейсбольными битами и развлекаются в кварталах красных фонарей.
И заправляют этим подпольным миром японские банды.
Перед встречей, наш новый знакомый, Тетсуо, уверял, что больше не состоит в якудзе.
Место встречи в пригороде Токио, такое спокойное местечко, малоэтажные домике, детишки единоборствами занимаются.
Но в этих же дворах, до сих пор орудуют банды. Это уже не чистенький центральный Токио. Появляется много граффити, часто молодежь развлекается, а иногда это местные группировки, таким образом, метят территорию.
Мы разговариваем с Тетсуо в нашей машине, это его условие. Он не захотел светиться в кафе или на улице, а уж тем более показывать свой офис или машину.
«Дело в том, что я состоял в организации. И даже если мне есть что сказать лично от себя, это может доставить неудобства для организации, так как у неё есть свои внутренние обстоятельства. Я не могу взять и всё раскрыть» - говорит бывший якудза.
Тетсуо не зря подбирает слова. На районе у него своё заведение, массажный салон. Бизнес легальный, но работает под прикрытием Якудза.
Тетсуо с одной стороны вышел из группировки, а с другой, всё равно с ней связан, и не хочет лишний раз светиться. Тем более на улице своего родного города.
В этих дворах он вырос, семья была большой, но бедной. Тетсуо не баловали, он прогуливал школу, воровал, дрался.
«Когда я был совсем молодой, мне было лет шестнадцать, мои старшие товарищи, уже настоящие Якудза, взяли меня под свое крыло, поручали какие-то дела. Ну, а уже по серьезному я туда вступил ближе к 20 годам. Когда мне исполнилось 20 лет, я получил водительские права и официально стал членом группы» - говорит Тетсуо.
Поступить на службу к японской мафии было не так сложно, как найти хорошую работу. Но, сначала тоже нужно было пройти собеседование. Реальное бандитское собеседование.
«Сначала со мной говорил номер три в группе, спросил меня, кто будет моим старшим, под чье начало я поступаю, всякое такое. И когда он видит что у меня серьёзные намерения, то ведёт на разговор к боссу.
Меня провели к боссу в комнату на втором этаже. Он поговорил со мной. Сказал: ты же понимаешь что у нас за организация? ты уверен?
Я сказал что да, хочу вступить. Меня поселили в их доме» - говорит Тетсуо.
Группировка якудзы, в которую пришёл Тетсуо, занималась рэкетом.
Японец говорит что босс банды с самого детства был просто жёстким, отбитым хулиганом. И у него не было другого пути, кроме как стать якудзой.
Чтобы дорасти по карьерной лестнице до уличного бойца, самому Тетсуо, нужно было доказать свою верность этому боссу, преданным служением.
«Сначала я занимался стряпней, потом обслуживал босса по бытовым вопросам, по сути, гардеробщик. Ночевал в офисе, готовил боссу одежду, обувь, водил машину. И постоянно надо куда-то ездить.
Я следил кто, в какой обуви ходит, сразу подавал обувь, когда кому-то надо было выходить. Если в кожаной обуви, то подаю ложку, чтобы удобно было обуваться, это обязательно. Я многому научился.
Босс собирается спать, надо помыть ванную. Пока босс в ванной, постелить постель. Ну и так далее, во всем, что касается личных вещей» - говорит Тетсуо.
В итоге Тетсуо выслужился, и ему разрешили вести дела на улице.
Это было начало девяностых, золотое времени якудза. Тогда можно было зарабатывать миллионы.
Это было то время, когда якудза становились одними из самых богатых людей Японии. Один из самых известных гангстеров Японии Киеси Такаяма требовал только с одного бизнесмена за крышу 40 млн иен.
Тетсуо тоже хотел зарабатывать много.
«Берёшь, начинаешь на улице разборки, на пустом месте. Территория большая, магазинов, ресторанов много. Приходишь в заведение, говоришь им - это наша территория, хочешь тут работать, плати дань. Ну и ходишь, собираешь с каждого заведения. Ну и всякое подобное» - говорит Тетсуо.
К Тетсуо присоединяется его друг Тэцу. Он родился и вырос в том же районе что и Тетсуо, их детство очень похоже.
Тэцу говорит, что никогда не был Якудза. Он из другой группировки. Он был тёмным кредитором. Человеком, который даёт деньги в долг, под бешеные проценты, а потом выбивает их.
«30-40 процентов за десять дней, вполне обычное дело. Берут люди, которые по уши в долгах, или те, кто не может делать это публично, чиновники например.
И отдавай, как можешь. Займи, укради, если неоткуда взять то почку продай, печень продай» - говорит Тэцу.
«Работы было много, без выходных. Только надо всё отдавать начальству. Потом из выручки получаешь какой-то процент. Если много людей, то в месяц зарплаты может быть 10- 20 млн. иен» - говорит Тэцу.
«Долги вышибать тяжело. Приходится долго ждать, пока человек вернётся домой. Деньги берут те, у кого их нет. Так что и возвращать им нечего. Отправляешь его к другому ростовщику занимать, забираешь у него эти деньги.
Приходится запугивать каждый день. Это тяжело психологически. Есть те, кто не выдерживал» - говорит Тэцу.
У тёмных кредиторов тоже есть свой босс и строгая иерархия и Тэцу довольно высоко в ней поднялся.
Удивительно, что Тэцу ни разу не схлестнулся в уличных разборках со своим другом из Якудза, Тетсуо. Хотя оба действовали в одних районах, и Тэцу часто дрался с якудзой.
«Якудза могли прийти, начать разборки. Когда приходил выбивать с клиента долг, там бывало, поджидали якудза. Один раз в холле отеля меня окружили человек 30 якудза, сказали, мы тебя в кислоте растворим. Я не дрогнул, мы поговорили, я забрал долг» - говорит Тэцу.
Большие деньги конечно и сегодня привлекают молодежь. Но они уже не хотят принимать строгие, старые правила группировок. Они создают свои банды, называются хангурэ. На улицах новые гангстеры творят что хотят.
Поймать хангурэ очень трудно.
И вот почему. Организаторы дают в даркнете объявление - собираем ребят на дело. На пример, выбить долг.
На это объявление откликаются совершенно случайные и что очень важно, незнакомые друг с другом люди. Они объединяются на время, проворачивают свои дела и разбегаются.
Поймать их гораздо труднее.
Потому что связи между ними очень мало. Никаких имён, контактов, списков участников. Полиции очень сложно набрать улик и зацепок, чтобы поймать хангурэ.
Бандиты этим пользуются, могут творить, что хотят.
Якудза признают, что хангурэ набирают силу. К ним присоединяется сейчас много молодёжи.
«Постепенно это происходит. Раньше куда ни пойди, были Якудза, патрулировали свои территории. Но постепенно это все исчезает. Сейчас много таких, которые ни к какой группе не принадлежат. Делают как хотят, по своему усмотрению, и пожалуй, они сейчас самые сильные» - говорит Тетсуо.
Сам Тетсуо когда был молодым, крутился как мог, на улицах поначалу не получалось поднимать большие деньги, зато он знал что босс его не бросит.
«Надо было как-то зарабатывать себе на еду. В офисе всегда ставили роскошное угощение. Молодёжь всегда ходила голодная, и ты в любой момент можешь понадобиться для дела, поэтому босс нас хорошо кормил. Можно было пойти к боссу в офис и поесть роскошный еды» - говорит Тетсуо.
Босса Тетсуо уважал.
Главарь не выдавал своих парней, даже если в офис приходила полиция. Как и у многих Якудза, у босса Тетсуо был свой строгий кодекс. Один из пунктов запрещал любые азартные игры, и нарк*тики тоже были запрещены.
«Он очень-очень сердился, если такое было. Один человек просил у моего босса прощения на коленях и получил от него клюшкой для гольфа по лицу» - говорит Тетсуо.
А ещё босс не отсиживался в офисе. В каждой перестрелке он стоял плечом к плечу со своими подчинёнными.
«Огнестрельное оружие у нас всегда было при себе. Как-то раз мы отправились на барбекю, на речку. Большой компанией из группы. Старше принесли оружие, говорят, нам тут новое подвезли. Зарядили и начали стрелять по бамбуковым зарослям.
Пришли полицейские, кто-то услышал выстрелы и сообщил в полицию. Один парень из банды собрал все стволы и побежал вброд, по речке, прочь от полиции. Они так его и не поймали» - говорит Тетсуо.
Босс у Тетсуо не был сторонником традиций Якудза. Татуировки и прочее, не одобрял. Говорил своим парням, что им с этим ещё жизнь жить.
И правда, в реальной жизни, если кто-то поймёт что ты связан с Якудза, увидит татуировку, то всё, ты сразу изгой.
В девяностые годы японское правительство приняло закон против Якудза. И теперь бандитам не просто работать, им даже жить обычной жизнью очень и очень не просто.
«Одному знакомому, он действующий член группировки, не удалось устроить ребёнка в садик, потому что там требуется банковский счет, а он не может его себе сделать. Так что закон ограничивает очень сильно.
Среди моих знакомых было такое, что они заказали банкетный зал на свадьбу. Но перед самой церемонией с ними взяли и расторгли договор» - говорит Тетсуо.
«Когда был принят закон, полиция разослала всем группировкам поименные списки, и велела вписать туда имена всех членов группы и подписать» - говорит Тетсуо.
Тогда было очень тесное взаимодействие между бандами и полицией, они всё, про всех знали.
«Мой босс всегда говорил: то, что вы состоите в группе, не означает автоматически, что вы занимаетесь плохими вещами, так что если написать имя, ничего из этого не будет. Так что писали» - говорит Тетсуо.
Под ограничение властей попадают не только сами якудза, но и их жёны. У них тоже есть своя иерархия. Жена главного босса носит титул старшая сестра.
В 1981 году умер босс самого могущественного клана Ямагути-гуми, Кадзуо Таока, и у руля банды встала его вдова, жена Таока. Она три года управляла группировкой, потому что якудза не могли найти лидера лучше неё.
Иногда женщинам якудза после смерти мужа достаются все семейные долги. А если у вдовы нет денег, то она может даже пойти на панель чтобы их заработать.
Женщины якудза тоже носят татуировки, но показывать их на публике запрещено законодательством.
Исключения есть, это весенний синтоистский фестиваль Сандзя-мацури. Во время него якудза спокойно красуются перед публикой в нижнем белье.
Якудза быстро приноровились жить при новых законах. Они стали опираться на синоги, так называют людей, которые не входят в якудза, но помогают им.
«Не знаю как у других, но у нашей организации была акционерная компания. В ней официально были оформлены сотрудниками несколько молодых людей, синоги.
Платить наличными, это нечто само собой разумеющееся для якудза. Но для статуса, понятное дело, нужна кредитная карта. Поэтому для боссов делали и золотые и платиновые карты. Платили ради этого высокие налоги.
«Для якудза сейчас уже не та эпоха. Раньше, если ты поступал на службу к боссу, то об обычной работе уже не могло быть и речи. До конца жизни будешь якудза.
Но сейчас уже не так.
Ты сам зарабатываешь, сам создаёшь себе синоги, сам продвигаешься наверх. Так что если есть деньги, ты можешь сам стать якудза. Такие теперь времена.
Тогда да, мы были настоящие якудза.
Сейчас уже нет таких людей, которые подходят на улице со словами – «слышь ты, подь сюды».
В Японии раньше были такие же люди как в России, они были страшные» - говорит Тетсуо.
Тэцу, который занимался вышибанием долгов, тоже ощутил на себе перемены.
После принятия закона против якудза, в такие как у них фирмы, стали приходить должники с адвокатами. Они разоряли конторы черных кредиторов через суды.
Многие такие конторы перепрофилировались и стали заниматься телефонным мошенничеством.
«Мошенничество и ростовщичество это совсем разные вещи. Дедушек и бабушек у которых обманом выманивают деньги жалко. Я решил тогда завязать» - говорит Тэцу.
Якудза вымирает.
Согласно отчету национального полицейского управления Японии, число бандитов сокращается уже несколько лет. В том же отчёте написано, что это связано с конфликтами банд и хорошей работе полицейских.
«С полицией проблемы можно решить деньгами. Так что не арестуют. Даже если довести до суда, если человека уб*ть и человек умр*т. На самом деле всё решается деньгами.
Ловили меня много раз, но до тюрьмы дошло только один. В тюрьме порядки суровые, работать заставляют все время. В тюрьме с тобой не обращаются как с человеком» - говорит Тетсуо.
Японские власти делают всё, для того чтобы преступники не захотели оказаться в тюрьме второй раз.
Заключённые сидят в крохотной камере. На каждого преступника отводится маленькая площадка на полу, размером 95 на 191 см. На этом пространстве можно положить матрас.
Надзиратели строго следят за тем чтобы в камере был порядок. Если кто-то провинился, жёстко наказывают.
Исправительный труд обязателен. Деньги за работу выдают не все, только часть, остальное как отпустят из тюрьмы.
Тетсуо ушёл из якудза когда босс в банде сменился, с новым он работать не захотел. Он вообще не особо радуется тому, что он был преступником. Говорит единственная выгода от того что ты якудза, это богатство, в остальном одни проблемы.
Но преступный мир не отпускает Тетсуо.
Он практически стал тем самым синоги, тем, кто ведёт легальный бизнес, но помогает якудза.
Его друг Тэцу, вообще не стал рассказывать, чем он сейчас занимается.