Реплика: Галина Мумрикова
«Очередная персональная выставка» Валерия Чтака проходит сейчас в галерее Syntax (резидент Cube Moscow), но на следующей неделе уже закончится.
Чтак – это псевдоним, и любители концептуализма узнают почерк этого российского художника, который, в общем-то нигде живописи не учился, с первого взгляда. Он из тек «скотчеров», которые строили баррикады из коробок в 90-е, а потом его заметили, его картины-плакаты начали продаваться. В 2011-м он стал номинантом Государственной премии в области современного искусства в номинации «Новая генерация» за проект «Только правда». По версии Артгида 2016 года Чтак вошел в Топ-20 самых влиятельных художников России (пусть «влиятельность» Топа останется на совести Артгида). Его работы находятся во многих музеях и частных коллекциях.
И еще две цитаты. Одна по поводу какой-то персональной выставки (из газеты «Коммерсант»): «…Его больше интересует создание системы знаков, которая разворачивалась бы и в координатах универсальной крутизны, и в филологически изощренном поле современного искусства». А известный искусствовед Екатерина Деготь назвала картины Чтака «инсталлированием нарратива или поэтической фразы». Да уж, искусствоведам и критикам есть где развернуться в погоне за авторскими терминами и новыми арт-словечками.
Насчет «поэтической основы» – давайте вспомним «Окна РОСТа». «Это – протокольная запись труднейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов», - говорил сам В. Маяковский. Вот останется ли персональный «звон лозунгов от Чтака лет через сто – вопрос времени. Думаю, что не останется. Исключительно в коллекциях. Потому что сам Чтак – в действительности абсолютно реальный (и модный!) продукт нашего социума. Социума нынешнего – с его тенденцией к непонятному и непонятому, к своеобразному ребусу мыслей и образов, отсутствии гармонии, беспрерывным текстам, пусть не таким впрямую агитационным, как у сподвижников Маяковского, но вполне-таки порой назидательным. А этот социум вот-вот изменится. Он уже меняется. И народ сейчас при равном выборе (кассы, деньги, ограничения) пойдет на Врубеля и Фалька, но не на концептуализм. Последний – прерогатива очень продвинутых, уже воспитанных на нем. Пока они в меньшинстве. Скоро их станет больше, потому что концептуализм напористый парнишка, прыткий, его любят во всяких Лондонах и Нью-Йорках.
Ну ладно. Вы скажете: так ведь Маяковский рисовал-писал свои «Окна, а вот взял и застрелился. Кризис души и жанра? Возможно. Но мы с его «Окнами» выстраиваем отношения и сейчас, понимая всё – ступенчатый стих поэта и художника, его душу, его мысли, кипение страстей – всё, что хотите. Не потому, что мы еще в огромном большинстве – оттуда, из революции (упаси Господь!). Мы преклоняемся перед талантом. Ибо Маяковский – свидетель эпохи, которую старался понять и принять, поэтому всё у него так талантливо получалось. Нынешние концептуалисты больше идут «от противного», вроде как вырвавшись на свободу. Они в массе своей отрицатели былого. Прошлого. Вот и кодируются.
Останутся ли они через сто лет, став тем самым «ретро». Нет, думаю, нет.
А пока – вперед, друзья! И… Время, вперед!
#искусство#изобразительное искусство#
живопись#современное искусство#концептуализм#
Валерий Чтак# галерея современного искусства
Cube Moscow