Интересный музей в самом центре Петербурга я «открыла» случайно. Искала смотровые площадки – и увидела информацию о музее.
Сходили- и не пожалели.
Расположен музей (Фонд исторической фотографии Карла Буллы) на Невском 54, на углу Садовой, напротив Гостиного Двора.
Не зная, и не заметишь небольшую табличку.
Входишь в парадное, проходишь аптеку и поднимаешься на 4 этаж по светлой широкой лестнице.
И ныряешь в атмосферу одного из старейших фотосалонов России, который работал даже в блокадное время.
Фотоателье на месте нынешнего Фонда было создано в 1850-е годы, его первый владелец Карл Людвигович Кулиш.
Первоначально фотоателье имело длинное название — Фотография Кулиша в Петербурге на Невском проспекте против Александрийского театра в доме Демидова № 55.
В 1866 году владелец сменился — ателье приобрёл фотограф-итальянец Джованни Бьянки. Он в числе первых фотографирует город, работает в жанре фоторепортажа.
Примерно в 1906—1908 годах (точная дата неизвестна) владельцем фотоателье становится Карл Карлович Булла, знаменитый российский фотограф конца XIX‒ начала XX веков, снимавший спуск на воду крейсера «Аврора», делавший портреты императора Николая II, Льва Толстого в кругу семьи и ставший «отцом» репортажной фотографии.
Родился Карл Карлович Булла в немецкой семье в прусском местечке Леобшютц, но был еще мальчиком отправлен в Петербург (по другой версии сбежал из дома), где стал учеником фотографа.
В 1875 году он открыл свое собственное фотоателье, которое в начале XX века помещалось в здании Пассажа на Невском.
В 1886 году он получил в Министерстве внутренних дел «разрешение на право производства всякого рода фотографических работ вне дома, как-то: на улицах, квартирах и в местах ближайших окрестностей Петербурга» которое позволило ему в 1894 наладить типографское производство открыток в стандарте Всемирного почтового союза.
С 1897 года фотографии Карла Буллы стали печататься в массовом и популярном журнале «Нива». С этого времени его имя стало известно по всей Российской империи.
После 1916 года Карл Булла передал свое фотографическое дело сыновьям — Александру и Виктору, а сам по рекомендации друзей, чувствовавших, что наступили неспокойные времена, выехал в Эстонию «для поправки здоровья» и уже никогда не вернулся в Россию.
Он умер в 1929 году.
Годом ранее был арестован и отправлен в ссылку его сын Александр, умерший вскоре после освобождения, а объявленный немецким шпионом сын Виктор был расстрелян.
Большая часть фото архива была уничтожена, оставшиеся негативы хранятся в коллекции Государственного фонда кино-фотодокументов (более 130000 единиц хранения!).
В 2002 году по инициативе и на средства нового владельца помещения, бывшего главного врача инфекционной больницы Петербурга Валентина Евгеньевича Эльбека к 300-летию Санкт-Петербурга в фотосалоне была проведена масштабная реконструкция, реставрированы павильоны, в которых работал Карл Булла.
Музей очень теплый, душевный и светлый – мансардное помещение полно света и воздуха. Историю семьи Буллы и музея рассказывает пожилая и очень приятная женщина, встречающая немногочисленных гостей.
А в завершение посетителей ждет терраса с видами на Невский проспект, театр, улицу садовую и конечно крыши.
Будете в Петербурге- очень рекомендую!