Акармара - полузаброшенный шахтерский посёлок городского типа в Абхазии. Раньше тут была вся инфраструктура: больница, школа, пожарные, администрация, рестораны, санаторий.
И вот так посёлок выглядит сейчас:
Как и многое в Абхазии, Акармара построена руками и по проектам немецких военнопленных. Поэтому посёлок получился невероятно красивым и гармоничным.
До абхазско-грузинской войны тут проживало более 5000 человек, посёлок считался элитным, а за квартирами по несколько лет стояли очереди.
Всё изменилось 14 августа 1992 года, когда весь Ткуарчальский район с населением в 24 000 человек был взят в осаду, которая продлилась 413 дней, практически до самого окончания войны.
В Интернете Акармару как только не называют: "городом-призраком", "абхазской Припятью", пишут о 5 оставшихся тут семьях и ужасающих обстрелах посёлка во время войны.
Я решила разыскать местных жителей и расспросить о событиях 30-летней давности, а также о том, как им сейчас живётся в городе-призраке.
На въезде в посёлок видим более или менее целый дом, который на первый взгляд кажется заброшенным. Но если присмотреться, то на третьем этаже можно увидеть пластиковые окна и тюль.
Естественно, ломиться в чужое жильё не стоит, поэтому попробуем найти те самые 5 семей на улице.
Долго искать не приходится, и чуть дальше мы видим даже торговую палатку.
Это немудрено, ведь Акармара популярна не только среди любителей заброшек, но и среди обычных туристов: уж слишком эстетично природа вписалась в полуразрушенные здания. Да и дорога на самый высокий водопад Абхазии "Великан" ведёт через этот посёлок.
Женщина продаёт туристам фрукты из своего огорода, чачу, пирожки.
Пока она нам готовит вкуснейшие пирожки с картошкой по 25 ₽, подходит дедуля и они делятся между собой воспоминаниями.
Оказывается, город-призрак не такой уж и "призрак", как пишут в Сети, копируя статьи друг у друга. И живёт в нём вовсе не 5 семей, а 24: три семьи - в частных домах, построенных ещё до войны, а 21 семья - в полуразрушенных домах. Есть в посёлке и дети. Каждый день за ними приезжает автобус, чтобы отвезти в школу.
Мимо проходит ещё одна местная жительница, возмущаясь, что мы снимаем. Наши собеседники объясняют, что местные устали от туристов: бывает, что они самовольно заходят на их территорию, как к себе домой, фотографируют спящих людей, лазят по квартирам, многие из которых не закрываются.
Расспрашиваем про военные действия и снова выясняем, что не стоит верить всему, что пишут в Интернете. Оказывается, что посёлок не подвергался обстрелу. Да, самолёты над ним летали, было страшно, но грузины отлично знали, что тут находятся шахты, и если рванёт, то пострадает и Грузия.
Единственной проблемой была блокада и голод: больше года люди жили только натуральным хозяйством.
Жители покинули город буквально перед окончанием войны. У людей не было возможности забрать с собой что-нибудь кроме небольшой сумочки с личными вещами.
А наши собеседники предпочли остаться.
Из тех, кто уехал, назад не вернулся никто. Так посёлок и пришёл в запустение.
Но есть и плюсы: если в городах Абхазии ежедневно на несколько часов отключают свет, то тут таких проблем нет. Электричество в городе есть своё, платить за него не нужно. Оставшиеся 40 жителей - сами себе хозяева. Кому-то некуда деваться, а для кого-то это любимый и единственный дом.
Наблюдать за моими поездками в режиме реального времени можно в МОЕМ ИНСТАГРАМ.
Спасибо за уделённое время и ваши лайки. ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ