...И частенько провоцировали преследования учителя. Так легче было управлять классом, поддерживать дисциплину и успеваемость. Разделяй и властвуй, одним словом. И «чувство коллективизма» как основополагающая догма советского воспитания преследовало не только благие цели.
И что может быть обидней, когда, если не друзья, то приятели, товарищи-одноклашки, с которыми вчера, а то и на предыдущей перемене делился пирожком из буфета или домашним бутербродом, вдруг становились безжалостными злыднями.
А нет! Ещё обидней, что вдохновителем внезапной враждебности становился человек, которого в то время было положено безоговорочно уважать, почитать, чей авторитет был гораздо выше родительского.
Кто-то один сорвал географию – весь класс после уроков! Получил двойку – дружно остаёмся на дополнительные занятия!
«Дружно» получалось не совсем и не всегда: виновник, естественно, подвергался не только «моральному воздействию», но и физическому. Особенно в младших и средних классах. Не думаю, что учителя об этом не догадывались. Скорее всего, именно эту цель и преследовали: воспитательное воздействие коллектива!
Я испытала на себе то, что в последнее время называется заморским словом «буллинг», в первом классе. И, вроде бы, предпосылок к этому явлению не было. И ладно бы не поделила что-то с товарищами.
Читала я с пяти лет, что в то время было не таким уж обычным делом. Это теперь дети приходят, имея навыки и письма, и чтения, и счёта. Да иначе их и в школу не примут! А в описываемые времена шли в школу как раз за тем, чтобы всему научиться. А меня мама в 6 лет уже записала в детскую библиотеку. И с математикой тоже складывалось удачно.
Немало слёз было пролито за письмом и чистописанием. О, эти деревянные ручки с пёрышком N 11! Эти чернильницы, кляксы и промокашки! Тонкие линии и с нажимом! Выверенные до полумиллиметра палочки, овалы и крючочки! Переписывания, выдранные из тетрадей листы!
Видел бы кто-то мой теперешний, «взрослый», почерк! Но таких счастливчиков с каждым годом всё меньше. От руки пишем редко.
А тогда, в первом классе, была "круглой" отличницей. В табель, заполняемый учительницей Елизаветой Дмитриевной в конце каждой четверти, даже заглядывать было неинтересно: одни пятёрки сверху донизу, включая поведение и прилежание. И так все 3 года начальной школы.
Это я не хвастаю, это объясняю, что со стороны учёбы и поведения ждать неприятностей никак не могла. Засада таилась в другом. Я довольно часто опаздывала на занятия.
Каюсь, была ребёнком неорганизованным, не приученным детским садом к дисциплине, строгостям распорядка дня и ранним пробуждениям. И вообще изрядная копуша. Поэтому учёба в первую смену стала серьёзным испытанием.
В утренних сборах к тому же я зависела от мамы: она меня причёсывала и завязывала на макушке бант. Дорога занимала 15 минут. Но это если не отвлекаться по пути на первый лёд на лужах, встреченных знакомых собак и прочие приятности. Идти можно было разными путями, но интересное по дороге можно было встретить на любом маршруте.
Поэтому частенько утро начиналось с громкого звонка, застигавшего меня на подходах к школе. Ещё одно обстоятельство осложняло нашу жизнь все 10 лет учёбы осенью и зимой. В селе дороги не знали ни асфальта, ни другого твёрдого покрытия. А резиновые сапоги родители нам запасали к учебному году наравне со школьной формой и учебниками.
Сменкой пользоваться тоже не было принято. И поэтому попасть с ходу в здание, не очистив с сапог жирный чернозём и не вымыв их до блеска водой из тазиков во дворе, было невозможно. А это тоже требовало какого-то времени.
Прошмыгнуть в дверь мимо дюжих старшеклассников-дежурных, а после звонка на урок - уборщицы, не удавалось даже самым отъявленным школьным озорникам. Немудрено было опоздать на урок, даже немного припозднившись.
«Есть у каждого тайная книга обид,
Начинаются записи с юности ранней...» (В. Шефнер)
Почему в юности? А как же детство?..
Эту фразу: "Надо проучить!"- я слышала из уст нашей первой учительницы и раньше. Мы были её последним перед пенсией выпуском. Она была уважаемой и авторитетной. В смысл фразы я не вникала по малолетству.
Пока однажды на перемене меня не окружили мальчишки-одноклассники. Ни с того ни с сего посыпались толчки, пинки, удары. Я ничего не поняла. Защищалась, грозила пожаловаться Елизавете Дмитриевне. И услышала от обидчиков: "Это она нам велела тебя проучить, чтобы не опаздывала!"
Не так велик был ущерб от "учёбы", как от доверия к методам воспитания той, которую полагалось любить, уважать, петь ностальгические песни об "учительнице первой моей". Я после этого заметила, как "боевой отряд" желающих услужить точно так же, с нескрываемым удовольствием от оказанного учителем доверия, подступает на переменах к провинившимся одноклассникам. Кто-то не выполнил домашнее задание, кто-то не вытер с доски, кто-то опрокинул чернильницу, будь она неладна!
Кто-то ел на уроке - случался такой грех с семилетками: в буфете простоял всю перемену в очереди, а бутерброд с котлеткой или сладкий пончик так призывно пахнет из-под парты! И призывался "карательный отряд"! И дисциплина в классе железная, и учитель не при делах! С чистыми руками к победе коммунизма!
Вот это, как я поняла позже, и было самое отвратительное: насаждение насилия чужими руками, руками детей. Ещё позже узнала, что методика почерпнута в "местах не столь отдалённых". Сухомлинский, Песталоцци отдыхают.
В средних классах услышала мнение преподавателей, что наша учительница выпускала "сильные" классы. За знания ей благодарна. Наверное. А за педагогические приёмы... Моя подружка так боялась лишний раз привлечь её внимание, поднять руку и попроситься выйти, что дважды с ней в классе случались казусы. И свита смеялась и улюлюкала, поощряемае "второй мамой".
Я нисколько не обвиняю мальчишек, не сумевших, как и я, противостоять злу, исходящему от человека взрослого, авторитетного и авторитарного. Мы все дружили в старших классах, рады встречать одноклассников спустя много лет. Столько всего прожито!
В прочитанных мной к тому времени книжках ничего не говорилось о том, как противостоять злу и несправедливости. А с мамой такими переживаниями делиться было не принято. Да у неё и своих хлопот хватало.
Рассказанная мной и прочитанная вами история полувековой давности в подмётки не годится обнародованным в интернете дикостям, творимым современными "детками". У меня такая безжалостность не укладывается в голове. Но ведь и этих подростков кто-то вырастил, воспитал?..
Спасибо, что остаётесь со мной и каналом Сам ты кулинар!!! А в вашей школьной жизни случались подобные происшествия?
Фото автора.