Найти тему

Воспитание эмпатии, неравнодушия и сострадания


На первый взгляд наш биологический вид отличается большим разнообразием. Мы говорим на разных языках, и по-разному выражаем в словах наши надежды, потребности, страхи и мечты.

Но в общем и целом все наши надежды, потребности, страхи и мечты очень похожи. Мы - единственный вид, который пытается сделать время пребывания на этой планете значимым.

В каком то смысле мы представляем собой семена жизни, рассыпанные по всему земному шару. Мы можем есть разную еду и отличаться друг от друга цветом кожи, но в любом случае мы являемся членами одного и того же племени.

И если мы хотим выжить как вид, то наши дети должны знать, что мы все взаимосвязаны. И способность оказывать внимание и сострадание к другим людям является очень важной для нашего выживания.

В нашем мозгу есть зеркальные нейроны, которые становятся активными, когда кто-то другой грустит, сердится или радуется. Это помогает нам почувствовать ощущения других людей и встать на их место.

Эмпатия позволяет нам быть отзывчивыми по отношению к другим людям и сопереживать их ощущениям. Мы изначально устроены так, чтобы сопереживать. И мы можем помочь и нашим детям научиться настраиваться на чувства других людей.

Мне можем рассказывать им истории о людях, не имевших таких преимуществ в жизни, какие имеем мы, и о мире, который простирается за пределы нашего двора.

Чтобы они могли научиться состраданию и они стали молодыми людьми, которые уверенно будут чувствовать себя в обществе любых людей, любого социального положения и образа жизни.

Мы можем научить детей по другому смотреть на личную жизнь других людей, на их взлеты и падения. Чтобы они знали, что всегда существует выбор и мы всегда можем изменить направление нашего мышления, принять иное решение и собственными руками создать жизнь, которая будет соответствовать устремлениям нашего сердца и души.

Но нет смысла заставлять детей быть добрыми и наказывать их, если они не относятся к окружающим с сопереживанием. Чтобы сердце ребёнка смягчилось, нужно позволять ему какое-то время проводить вне защитной раковины, которую мы постоянно для него создаём. И конечно дети должны видеть, что мы и сами относимся к людям с состраданием.

Когда мы показываем детям, что мир не так велик, как кажется, то мы помогаем им ощутить себя гражданами всего мира, готовыми принять ответственность за благополучие всех людей, а не только блюсти свои интересы.

Главное то, какими людьми могут стать наши дети, а не то, какие конкурсы или соревнования они могут выиграть. Потому что для чувства подлинного самоуважения не требуется внешних атрибутов, наград и похвальных грамот.

Мы часто интуитивно тянемся к тем, кто на нас похож. Но ограничивая себя только людьми, похожими на нас, мы теряем новые возможности, которые появляются благодаря тем, кто может обогатить нашу жизнь различием между нами.

Известно, что путешествия расширяют кругозор. Но нам не нужно прыгать в самолёт, чтобы помочь детям осознать себя в качестве гражданина мира, населённого самыми разнообразными людьми с самыми разнообразными культурами.

Можно поговорить с водителем такси. Или спросить автомеханика, как он выучился своей профессии. Каждый человек, который встречается на нашем пути, может стать удивительным открытием, нужно только найти время и с искренним интересом выслушать его. Ничто так не учит состраданию и великодушию, как общение с окружающими нас людьми.

Желательно знакомить детей с людьми, выходящими за пределы их непосредственного окружения. Тогда к ним естественным образом будет приходить понимание взаимосвязи не только с теми, кто живет на другой стороне улицы, но и с теми, кто живёт на другой половине земного шара.

С утра до вечера мы говорим детям о том, что им следует делать, а чего не следует. Но это вызывает чувство беспомощности. Чтобы ребёнок вырос сознательным, уверенным в себе и думающим, он должен знать, что может самостоятельно что-то изменить и положительно повлиять на жизнь других людей.

Нам нужно привлечь всё наше воображение и подумать, как мы можем поспособствовать детям делать то, к чему стремится их душа, чтобы они могли выполнить свое предназначение в этом мире.

Потому что если мы вкладываем душу во что-то, то шансы на успех значительно повышаются. Не обязательно быть большими и сильными, чтобы изменить мир. Мы можем воспитывать детей в такой обстановке, где ценится доброта и забота о ближнем и поощрять желание детей изменить мир к лучшему.

В мире достаточно людей, страдающих от ощущения бесцельности своего существования. И мы можем подтолкнуть наших детей к участию в деятельности, находящейся за пределами их комфортной зоны и приносящей ощущение значимости и дружеского участия.

Каждый ребёнок приходит в этот мир способным к состраданию. И у каждого есть шанс позаботиться о ближнем, протянув руку помощи и испытать удовлетворение от этой деятельности.

Я надеюсь, что семена, которые я хотел посеять этими строками, взойдут в душе каждого из нас. От нас требуется не так уж и много. Просто проявлять доброту. И к себе. И к другим.