Каждую неделю это происходит. Приходит клиент на первичную встречу. Хороший такой клиент, знающий психологические услуги, с кучей поставленных "диагнозов" (типа "я не сепарировался / у меня депрессивное расстройство / я не в ресурсе" и пр.), при этом практически потерявший надежду на свою "нормальность" и не чувствующий облегчения от постоянной работы над собой.
Сидит, смотрит на тебя и спрашивает: "Че делать-то?" )
А уходит часто пораженный, удивленный, иногда даже в шоке, но с огромным облегчением от возможности смотреть на себя, свою жизнь и окружающую реальность под другим "разворотом", в более глубоком духовном контексте, где нет диагнозов и штаммов (простите, штампов)
Каждый раз после такой реакции, я еще больше утверждаюсь в правильности выбранного мною психологического направления. Глубинной психологии.
Ниже привожу текст крайне уважаемого мной глубинного психоаналитика, который как раз расставляет точки над i в разнице психологических подходов:
"Что мы ищем у психолога сегодня? На что надеемся? Что "делает" сам психолог с обратившимся человеком? Мне кажется пора попытаться определиться в этом океане страдающих и помогающих...
Мейнстрим-психология и психологи пытаются избавить человека от страдания и "ведут" к Счастью. Бесконечно ищутся методики и подходы, дабы "ненужное" (проблемное) отсечь и проработать, а страстные желания помочь воплотить. Создавая тем самым надежду, что двери Рая (читай - бессознательного младенческого блаженства и неведения) вновь откроются и впустят изгнанных Адама и Еву назад.
Или ещё один путь. Давайте очень-очень постараемся и, если сможем, то займем место рядом с Зевсом и Афродитой на Олимпе (читай - безупречного совершенства, всемогущества и обладания).
Рано или поздно подобные ожидания и клиента и психолога упираются как минимум в тупик. Хотя ситуативно приносят временное облегчение и удовлетворённость.
Когда очень страшно и больно, затапливает и "накрывает" аффектом, когда нужно ещё какое-то время побыть в коконе не хватившей ранее заботы и тепла, то внимательный и поддерживающий психолог выполняет свои реанимационные задачи и служит контейнером для переполняющих чувств клиента. НО.
В этой родительской позиции психолога есть и риск - удерживать клиента в зависимой, детской позиции того, который все как будто "не до"...
И в то же самое время, среди мужчин и женщин, постоянно звучит тема дефицита того, кто внутренне Взрослый... Все друг друга клеймят в инфантильности и безответственности.
Взрослость, или психологическая зрелость, а значит:
- смелость жить;
- видеть правду, какая она есть;
- проживать различные, в том числе тяжёлые состояния и не искать в них виновных;
- иметь и защищать свою жизненную позицию, -
все это редкость.
В созревании этой позиции, в поиске своего непохожего ни на чьё "кружева" собственной жизни и ее особого сюжета, вот здесь в помощь может быть сопровождение со стороны глубинного аналитика.
Это - совместный поиск скрытого, расшифровывание символического (в снах, в симптомах, в состояниях), связывание этих подсказок с внешней текущей жизнью... "
(Елена Моник, практикующий психоаналитик).
***
Очень согласна с этим текстом. Я так чувствую и держу именно этот ракурс в работе.
Мой недавно открывшийся психологический центр "Окно" также базируется именно на фундаменте глубинной психологии. Те занятия для психологов, которые у нас проходят, "звучат" этим основательным и расширенным видением в работе с клиентом. Тем взглядом, который помогает и нам, и нашим клиентам жить эту реальность и становится в ней все более живыми!