Найти тему
История России и Мира

Европейские идеалы и повседневная жизнь сословий в XVIII в.

Оглавление

Духовные ценности барокко и классицизма

Император Пётр 1
Император Пётр 1
Эпоха Петра I ознаменовалась широким проникновением в Россию бытовой культуры барокко, которая пышным цветом расцвела к периоду правления Елизаветы Петровны. Двор определял эстетические принципы нового быта: парадность, пышность, декоративность, причудливость, бутафорский и театрализованный характер. В мироощущении барокко бытие понималось как динамичная, изменяющаяся, драматичная субстанция. Слияние иллюзии и реальности было способом осмысления изменчивости и сложности мироздания. И.А. Бунин в своё время заметил: «Мир барокко — мир, в котором нет покоя». Для повседневной жизни барокко были характерны жизнеутверждающий пафос, иррациональные эффекты, искусственность, обман и постоянное движение. Придворная культура в то же время ориентировала на жизненные удовольствия и праздники.

Для знати время барокко стало «вечным праздником» с чередой балов, обедов, маскарадов, театральных постановок. Бирюзовые, охристые, жёлтые и голубые цвета дворцов придавали городам праздничный облик. Шёлковые яркие наряды гармонично смотрелись как на фоне зелени парков, так и в зеркальных анфиладах дворцов. Рассыпанные по одежде бриллианты дополняли струи фонтанов и огни фейерверков.

При Петре I европеизация повседневной культуры затрагивала лишь внешние атрибуты жизни. Изменения в мировоззрении не могли произойти быстро, но менталитет дворянства эпохи барокко постепенно стал отличаться светскостью, культом галантности, тягой к жизненным удовольствиям. Обогащению духовного мира и приучению к светскости способствовали поездки за границу и общение с иностранцами. Правда, нередко, играя в европейцев в обществе, дома дворяне вели себя как бояре допетровского времени. В этом проявилась фальшь культуры барокко. Утомление от «вечного праздника» привело к возникновению более приспособленной к домашнему комфорту и бытовым удобствам культуры рококо. В рококо монументальность бытовых ритуалов утрачивается. Для эстетики рококо характерны изящность, галантность, изнеженность, хрупкость, манерность и китайское влияние. Китай в XVIII в. представляли волшебной, далёкой страной, несущей людям райскую жизнь, вечное наслаждение и счастье. Барокко и рококо затронули жизнь дворянства в основном в городе, в деревне были сильны старые традиции.

Выход императрицы Елизаветы Петровны в Царском Селе. Художник Е.Е. Лансере.
Выход императрицы Елизаветы Петровны в Царском Селе. Художник Е.Е. Лансере.

Время правления Екатерины II совпало с распространением идей Просвещения и стиля классицизма в повседневной культуре. Это была эпоха разума и рационализма, что во многом противоречило мировоззрению исповедовавших православие жителей России. Античное общество воспринималось просветителями как идеал, что способствовало росту интереса к повседневной жизни древней эпохи. Возник культ природы, естественных чувств, убеждения в прирождённой нравственной чистоте человека. Идеалом становилась искренность и природная грация. Стремление к удобству в повседневности и естественная потребность жить в гармонии с окружающим миром способствовали появлению многих бытовых новшеств.

Под влиянием идей Ж.-Ж. Руссо в моду вошла не только «естественность» костюмов и парков, но и «естественность» нравов и поведения. Одно из проявлений «естественности» в отношениях — чувствительность, из которой вытекали благородные поступки, сердечная чуткость, сострадание. В повседневную жизнь дворянства прочно вошли произведения искусства и чтение сентиментальных романов.

Манифест о вольности дворянства 1762 г. давал представителям этого сословия право выбора своего жизненного пути — в столице или в усадьбе. Наступила эпоха расцвета «частной жизни». В повседневной жизни всё больше стали цениться собственное мнение, свобода мысли, люди, не похожие на остальных, совершавшие неслыханные поступки. Правда, это порой выливалось в чудачества, принимавшие иной раз совершенно безумные формы, от которых страдали крепостные и дворовые.

Духовный мир купцов значительно отставал от их материального достатка. Власть денег сочеталась с чувством сословной неполноценности: они стремились в быту подражать «благородным», добивались дворянских привилегий. Шёл процесс превращения купца в предпринимателя, знающего своё место в обществе, свои права и обязанности. Многие купцы интересовались западноевропейской культурой и бытом, но проявляли осторожность и практицизм в использовании западных новинок в повседневной жизни. В своём большинстве купцы придерживались православных основ и старинного русского быта.

Среди главных ценностей крестьянина были православие, труд и достаток в семье. Сохранить эти ценности означало для него прожить жизнь по правде и совести. Важными чертами крестьянина, в отличие от дворянина или купца, были коллективизм и привязанность к общине.

Европейский костюм не для всех

В петровское время внешний вид дворян строго регламентировался государством, позже он также ориентировался на стандарты императорского двора. Отвечая стилистике барокко, одежда XVIII в. имела черты театральности, повседневная одежда не отличалась от театральных костюмов. Парики, высокие причёски, наряды на каркасах и высокие каблуки создавали фальшь и бутафорию. Вычурный костюм дополняли скрывающие лицо и чувства мушки и маски.

При Петре I новую моду внедряли с помощью насилия. Дорогая, неудобная в быту и работе старорусская одежда была заменена царём новой, европейской. В Россию стали ежемесячно ввозить из-за границы и выставлять на улице в качестве образцов «чучела» — восковые куклы в костюмах.

С 1700 по 1725 г. Пётр Великий издал 17 указов о костюме, но при этом был осторожен в выборе моды и настойчив в её внедрении. Первые указы предполагали ношение лишь венгерского платья, похожего на русские кафтаны, затем немецкого и только много позже французского. Реформа костюма проводилась для тех, кто имел материальную базу и был заинтересован в европейском облике. Одновременно с указами об изменении одежды последовали распоряжения о брадобритии и бородовых знаках. Н.В. Гоголь писал, что «Русь превратилась на время в цирюльню, битком набитую народом, где один сам подставлял свою бороду, другому насильно брили».

Внедрение новой одежды оказалось делом более хлопотным и сложным, чем бритьё бород. Дворовые портные и вольные мастеровые не умели шить платье по новому образцу. Ремеслом этим они овладевали под руководством иностранцев, осваивая «патроны» — раскроенные детали костюма. Мужчин они одели в пары — комплекты суконного кафтана, парчового камзола и кюлотов. Пары дополняли треуголкой, рубашкой с жабо или галстуком, кружевными манжетами и цветными чулками и башмаками.

До 1715 г. платье называли староманерным, а после этой даты — новоманерным. Староманерные костюмы делали из яркого сукна с меховыми отделками, множеством пуговиц, что напоминало о древнерусском наряде.

В новоманерном костюме использовали более сдержанные, мягкие оттенки бархата, шёлка, атласа, в отделках стали использовать вышивку шнуром, шёлком и металлической нитью. При распахнутом кафтане были видны все компоненты торжественного костюма барокко. Длинный парик воспринимали как головной убор.

Люди в новых нарядах мучительно осваивали жесты, походку, манеры. Женщин одели в платья с сильно затянутым в талии корсажем, большим декольте, рукавом до локтя и широкой юбкой. Вчерашняя затворница теперь подчёркивала фигуру, открывала голову и завивала волосы. Женщины быстрее мужчин преодолели скованность и оценили преимущества шёлковых нарядов, отпугивавших вшей и блох. Этой же цели служили блохоловки в виде смазанных мёдом ажурных костяных палочек.

В правление Елизаветы Петровны дамы ориентировались на французскую моду стиля рококо. Новшествами стали платье со складками Ватто, заложенными у ворота и свободно ниспадающими в шлейф, и открытый роброн с расходящимися полами верхней юбки. Лицо покрывали толстым слоем румян, белил, лепили мушки — кусочки чёрного пластыря и ярко красили губы. Причёску смазывали жиром, помадой и присыпали пудрой. Духами из розы, цедры и лаванды опрыскивали одежду. Модной обувью стали парчовые туфли на высоком, изогнутом красном каблуке. Сохранять равновесие помогала трость. Носили драгоценности с крупными бриллиантами, под которые подкладывали цветную фольгу.

Натопленные печи, сотни свечей, рои насекомых и отсутствие вентиляции в помещениях делали необходимым использование дворянками веера, купчихи же обмахивались платками. Веер быстро стал надёжным способом общения между дамой и её кавалером. Символичными были его цвета и комбинации положений, которые заменяли слова.

В мужском костюме стиля рококо преобладала вышивка с капризно изогнутыми композициями стилизованных садовых цветов. В 70—80-е гг. XVIII в. вышивка мужского костюма стала отвечать идеям французских энциклопедистов о необходимости близости к природе. Кафтаны расшивали гроздьями полевых цветов — незабудок, ромашек, маков. Камзолы стали делать без рукавов, и они напоминали жилеты. Светлые кюлоты дополняли белые чулки и чёрные башмаки с бриллиантовыми пряжками и красными каблуками. Сохранять равновесие помогала трость с алмазами и рубинами. На смену огромным парикам пришла манера украшать голову буклями и осыпать душистой пудрой. Треуголку сменила складная двухуголка. Зимой вельможи ходили в шубах, сюртуках на меху и муфтах в виде бочонка или огромного яйца с длинным ворсом.

Веер XVIII в.
Веер XVIII в.

Костюмы вельмож и дам украшали круглые часы, лорнеты и табакерки, в которых хранили листья душистых растений для устранения неприятных запахов и отпугивания болезней. Щепотку этой смеси помещали в нос, чтобы потом чихать.

В эпоху Екатерины II в дворянскую моду стал проникать стиль классицизм. Дворяне надели элегантный фрак приглушённых тонов. В отличие от кафтана фрак имел короткий лиф, вариации воротников и рукавов. Фрак дополняли жилет, светлые, облегающие панталоны и туфли без каблуков. Правда, в царствование Павла I фраки и панталоны носить запретили.

Женский костюм следовал античной моде: носили лёгкие, светлые шемизы — платья с высокой талией, декольте, коротким рукавом. Облик женщины напоминал античные барельефы и рисунки на вазах. В верхней одежде линии женского платья повторяли лёгкие пальто рединготы и короткие бархатные жакеты спенсеры. Открытые туфли — лодочки из атласа без каблуков — завязывались крест-накрест, как античные сандалии. Причёски с завивкой и греческим узлом дополняли диадемы, неяркая косметика, камеи, медальоны, длинные перчатки, кошелёк — ридикюль и маленький костяной веер «бризе».

На фоне светлых античных платьев ярким пятном выделялись шали, которые защищали красавиц от простуды и имели пышный орнамент в виде зелени, букетов роз, сирени, ландышей и незабудок. Чтобы шали не ела моль, их перекладывали веточками пачули, что породило моду на этот запах в период классицизма.

Табакерка XVIII в.
Табакерка XVIII в.

Одежда других сословий сохраняла традиции прежних веков. Костюм крестьянина состоял из холщовой рубахи, штанов из пестряди, суконного кафтана и лаптей. Зимой носили полушубки. Купцы на шёлковые рубахи надевали жилеты и длинные кафтаны. Штаны из сукна или плиса заправлялись в начищенные ваксой сапоги. Зимой носили сюртуки на вате, лисьи шубы, меховые бекеши и покрытые сукном овечьи тулупы. Типичными купеческими одеждами были чуйка из синего сукна с мехом и сибирка без меха, которые дополнялись шапками из бобра и картузами. Крестьянки носили полотняные рубахи и сарафаны из крашенины на подкладке, а в нарядном варианте — из шёлка. Верхней одеждой служили суконная душегрея и овчинная шуба. Купчихи облачались в батистовые рубахи, юбки, кофты, платки и шали. Их бархатные душегреи синих и малиновых тонов обшивали серебряным галуном. Для выхода они имели атласные юбки, а для повседневного обихода — шерстяные. Верхней одеждой купчих были мантильи и салопы из бархата на заячьем и беличьем меху, покрытые атласом и шёлком.

Повязки крестьянских девушек украшали галуном, речным жемчугом, цветной фольгой. Так же отделывали женские головные уборы — сороки, кокошники и кички. На праздник купчихи надевали парчовые сарафаны, кокошники и атласные повойники. Венцы девушки отделывали кораллами, жемчугом и бисером.

Новшества и традиции жилища

В петровское время строительство домов строго регламентировалось государством. Размеры, фасады, планировка и размещение в определённой части города — всё должно было соответствовать статусу владельца. Архитектура того периода определялась стилем барокко.

Жилище стало регулярным и строилось в соответствии с проектами «образцовых» домов Д. Трезини. Домики для «подлых», одноэтажные, с тремя окнами, состояли из сеней, кухни и двух комнат. Дом для «зажиточных» был также одноэтажный, но с 14 окнами и 48 комнатами. Для «именитых» строили двухэтажные дома с переломом, множеством помещений и парадным залом для приёма гостей.

Дворцы строили с повышенным центром, плоскостными пилястрами, строгими прямоугольными окнами. Крыши завершались волютами — завитками в виде волны и люкарнами — круглыми окнами чердака. Таким был дворец А.Д. Меншикова в Петербурге. Белые детали ордера выделялись на основном бирюзовом, розовом или голубом фоне фасада. Вместе с дворцом закладывался регулярный парк. Прямые, широкие аллеи, шпалеры со стрижеными кронами деревьев, выложенные на дорожках узоры, бьющие из-под земли фонтаны, растения в кадках показывали, как человек подчинил природу, а монарх господствовал над подданными. Барочный регулярный парк удивлял иллюминированными беседками, заморскими птицами, фонтанами-шутихами, расписными деревянными изображениями людей — обманками.

Типовой проект архитектора Д. Трезини.
Типовой проект архитектора Д. Трезини.

Создание таких парков занимало десятилетия, причём русские дворяне нередко обустраивали их на свой лад: сажали можжевельник, бруснику, зелёный лук, плодовые деревья, кустарники, делали грядки с овощами, водоёмы для рыбы, клетки с певчими птицами и катальные горки, что сближало такие парки с древнерусскими садами.

Дворянский дом был открыт для гостей, поэтому имел парадную лестницу.

Кроме парадного зала, в доме появился кабинет с токарным станком и подзорными трубами, парадные спальни для приёма гостей, парадная кухня. Все комнаты располагались друг за другом анфиладой, которая высвечивала перспективу дома. Над двухстворчатыми дверями помещали круглые картины — десюдепорты. Белые печи отделывали синими изразцами с изображением кораблей и пейзажей. Массивную мебель тёмных тонов обивали кожей.

Потолок украшали росписями на мифологические сюжеты, стены обшивали дубовыми резными панелями и шпалерами. В окраске помещений по старой традиции преобладали зелёная, брусничная и алая расцветки. Парадные помещения украшали наборными паркетными полами в чёрно-белую шашку с простейшим узором.

При Елизавете Петровне фасады дворцов стали особенно пышными, декоративными, причудливыми и парадными. Конструкция дома совсем не была видна из-за выступов, колонн, скульптур, пилястр, картушей и львиных масок. Интерьеры домов знати стали поистине фееричны из-за обилия золочёной резьбы, лепнины и зеркал.

Зеркала в интерьерах рококо создавали сплошное пространство стен. Размещение зеркал напротив окон создавало эффект расширения объёмов помещений. Высота потолка иллюзорно увеличивалась живописным перспективным плафоном с изображением неба и ангелов.

Во внутреннем убранстве жилищ стало заметнее влияние стиля рококо: раковины и амуры являлись основными сюжетами лепки в интерьерах и бытовых предметах. Зеркала и картины вставляли в рокайльные рамы. На стенах будуаров и гостиных помещали кудрявые золочёные бра. Мебель стиля рококо красили в белый цвет, появились гнутые ножки, широкие сиденья. В моду вошли кабинеты, комоды, мягкие табуреты, витрины для китайского фарфора, диваны.

Крестьянское жилище оставалось традиционным, однако старинная курная изба часто была тесной для большой семьи. Появилась изба из двух срубов. Летнюю горницу и «чёрную» избу связывали сени. Все эти строения покоились на подызбице с припасами и подклети, куда зимой помещали скот. К крестьянским избам также делали прируб, т. е. трёхстенный сруб с дверью. Нередко стали сооружать крытый двор, соединяющий жилой дом, хлев и поветь для сена и соломы одной крышей. Такой двор был вымощен плахами, поэтому в нём зимой было чище и теплее, чем на улице. Под такой крышей хорошо хранились сани, телеги, сбруя и другая утварь.

Купцы возводили пятистенок из двух половин, разделённых капитальной стеной. В отличие от крестьянских изб, покрытых соломой, пятистенки крыли гонтом или лемехом. Наряду с древней языческой символикой купцы в наличниках окон стали использовать барочную резьбу со львами и с наядами. В задней половине пятистенка находились сени, кухня, кладовая и чуланы.

Чистые помещения обогревали печами-голландками и делили перегородками на комнаты: зал, чайную, диванную и гостиную. В сад выходили окна спальни, детской и кабинета. Если крестьяне обставляли своё жилище традиционно, то купцы в быту тянулись за «благородными»: имели кровати с пологом, диваны, комоды, зеркала, часы.

Регулярный парк.
Регулярный парк.

Масштабные работы по новой планировке городов во второй половине XVIII в. совпали с распространением стиля классицизма. Многие усадьбы екатерининского времени стали золотым фондом русской культуры. Таков, например, Дом Пашкова в Москве. Визитной карточкой дома являлся портик с изящными белыми ионическими колоннами. Полукруглый бельведер с куполом на крыше напоминал римские храмы.

Вдоль главного фасада дома располагались парадные гостиные, а по садовому фасаду — жилые помещения. Парадность помещениям придавали колонны, светлые стены с лепным античным орнаментом, блестящие паркетные полы. Близость к природе создавали огромные итальянские окна. Потолок оклеивали дорогими обоями с медальонами. Залы не отапливали и использовали только в праздники. Приметой жилых комнат стали белоснежные печи в античном вкусе и английская мебель — прямолинейные секретеры и бюро красного дерева с бронзой или сине-белыми медальонами Веджевуда, канапе с приподнятым изголовьем. Консоли на прямых ножках дополняли жирандоли из сверкающих страз в форме дубовых листьев и канделябры. Освещали парадные комнаты хрустальные люстры и золочёные бра в виде перевязанных лентой побегов. В жилых помещениях царил полумрак с одной горящей свечой.

Рядом с домами стали разбивать пейзажные парки, основанные на идее «естественной» природы. Пейзажный парк стал символом свободы человека, что выразилось в отсутствии в нём симметрии, чётко обозначенных границ, постепенном переходе в лесопарк и лес. Парк мыслился как вселенная, поэтому в нём появились итальянские и мавританские павильоны, крытые соломой хижины и мельницы. Извилистые аллеи, чащи и лесные поляны, скамейки из дёрна, гроты и руины давали возможность в полной мере насладиться природой.

Французы на русской кухне

XVIII век в России ознаменовался появлением новых продуктов питания из Западной Европы, знакомство с которыми изменило кулинарные вкусы знати. В эпоху правления Петра I наблюдалось заметное влияние немецкой и голландской кухни. Голландская плита с духовками и конфорками позволила жарить продукты. На столах аристократов появились окорок, ветчина, колбасы, копчёный язык, шницели, голландские сыры и бутерброды. Всё это сочеталось со студнем, икрой, поросёнком, щами и солёными огурцами. Званые обеды заканчивали двумя пирожными — мокрым и сухим.

К мокрым относили компоты, кисели со сливками, яичницу с вареньем, а к сухим — пирожки и миндальное печенье. На столах появились фонтаны с ароматизированной водой и сахарные пушки. В обед пили пиво, наливки, вина, водку и кофе. Стол сервировали серебряными и фарфоровыми супницами, огромными тарелками и столовыми приборами.

При Елизавете Петровне и Екатерине II в России наступил долгий век французской кухни. Французские повара обогатили Россию новыми блюдами. К ним относились винегрет, пюре, бульон, фарш, паштет, рулет, жульен, галантин, трюфели, салат, соус, булка, крем. Бульон, правда, стали заправлять русской лапшой, а европейские салаты — соленьями. Жирные супы варили из смеси различных сортов мяса. Так, утку и голубей сочетали с ягнячьей задней ногой или грудинкой. Из Франции пришли супы-пюре и супы-кремы из протёртых фруктов — цедры, сушёных вишен и вяленых слив. Экзотическими заправками считали морепродукты, помидоры, кукурузу и картофель. К французским супам подавали гренки и сыр. Купцы и мещане предпочитали уху и щи с пирогами. Богатые купчихи стряпали окрошку из варёной осетрины и севрюги или стерляжью уху с расстегаем. Крестьяне ели «травный суп» из щавеля и ботвинью. Популярной едой купцов стали блюда из яиц — яичница, яйца всмятку и вкрутую и пироги с яйцами. У крестьян яичница была праздничным блюдом.

Французская кухня изменила подход к приготовлению вторых блюд. Кур тушили с грибами и фисташками, индеек — с раками и анчоусами, рябчиков — с сыром и каштанами, куропаток — с трюфелями, бекасов — с устрицами. Благодаря мясорубке научились готовить фрикадельки, котлеты и паштеты. Граф Г. А. Строганов придумал тушить мелко нарезанное мясо со сметаной, грибами, баклажанами, орехами и вином. Так появилось блюдо бефстроганов. Знать любила паштеты из дичи и гусиных печёнок. Рыбу фаршировали и отваривали в вине.

В купеческих семьях на обед подавали жареное мясо, курицу или рыбу. Овощи купцы не любили, только летом делали окрошку, ели овощи также в пост. Основной пищей крестьян были каша, капуста, репа, морковь, свёкла, редька и брюква. Дворяне же сделали овощи элементом изысканного питания. Употребление в пищу овощей и фруктов считали частью «естественной» жизни в гармонии с природой. Овощи варили в вине, парили и заправляли белым хлебом, яйцами, маслом и ромом. Артишоки и спаржа водились только на столах знати. Для внедрения картофеля в дворянский быт из него и сладких приправ лепили популярные в период рококо груши, делали шоколадную ножку и мармеладный лист и зажаривали на огне.

Из французской кухни были заимствованы салаты с растительным маслом и винегреты с уксусом. В России к ним добавляли ещё и горчицу. Употребление соусов и острых блюд являлось привилегией аристократов. Для соусов повара использовали сочетания вин, соков лимона и других фруктов, а также восточные пряности. Из Франции дворяне заимствовали новые десерты: суфле, кремы, желе и муссы. Мороженое делали из охлаждённого миндального молока с сахаром. Основой желе стали фруктовые и ягодные соки с «осетровым клеем» (желатином).

Чай стал любимым дворянским и купеческим напитком. Дворяне и купцы пили чай не менее 4—5 раз в день. Купцов называли «водохлёбами», хотя они пили и квас. Самовар стал важным элементом приданого всех сословий. Вместо кофе предпочитали цикорий. Дворяне клали дорогой сахар в чашку с чаем, т. е. пили внакладку, а купцы — вприкуску. К чаю подавали сладости, мёд, варенье. Во многих имениях было налажено производство водки, наливок, настоек. В то же время популярностью пользовались белые и красные вина.

Новшества кулинарии требовали изысканного стола и посуды. На обеденных столах знатных людей красовались супницы, передачи со льдом для бутылок и рюмок с вином, судки, салатники, маслёнки. Солонки и перечницы ставили на специальные подставки — плате менаж в виде леса с охотниками и зверями. Стол в эпоху барокко представлял собой торжественную декорацию с вереницей ваз, фарфоровых статуэток, фонтанчиков с ароматизированной водой и т.д.

Гости за дворянским столом садились далеко друг от друга, места отделяли красными лентами на боковой части скатерти. Торжественные трапезы знати состояли из четырёх подач: 1) холодные блюда; 2) горячие блюда или супы; 3) соус и жаркое; 4) пирожные. Между супом и жарким подавали антре, между жарким и десертом — солёные и сладкие антреме и деликатесы — ордевры на шпажках. После первого блюда лакеи подавали красное вино, вместе с антре — белое вино, после жаркого — опять красное вино, сладкие антреме сопровождал херес. Шампанское пили весь обед. В купеческих и крестьянских семьях пили водку, наливки и настойки.

Досуг и увеселения

Благодаря Петру I в России стала складываться новая зрелищная культура. Петровским указом от 20 декабря 1699 г. предписывалось праздновать Новый год не 1 сентября, а 1 января. Летосчисление стали вести от Рождества Христова. Согласно указу ворота домов следовало украшать на Новый год сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, а ночью зажигать набитые соломой или хворостом бочки. Во время праздника устраивали фейерверки или «огненные потехи», в которых высвечивались аллегорические картинки на античные сюжеты. Неподвижные конструкции из дерева высотой до 10 м сжигали в течение нескольких минут. Сам Пётр I изображался в виде Геракла, Марса или Сатурна. По распоряжению царя для зрителей было издано пособие «Символы и эмблематы» с сюжетами фейерверков и толкованием аллегорических фигур. Позже фейерверки стали устраивать не только в городе, но и в усадьбах вельмож.

При Петре I во время святочного ряженья стали проводить маскарады — костюмированные шествия с ряжеными на санях или демонстрации карнавальных костюмов на специальном помосте. Сам царь утверждал списки участников и костюмы. Самый большой маскарад состоялся в Москве в 1722 г. с участием царя. При Елизавете Петровне маскарады превратились в костюмированные балы — метаморфозы: все лица являлись в костюмах противоположного пола, что в языческой символике помогало избавлять страну от невзгод. При Екатерине II окончательно утвердился обычай встречать Новый год на публичном маскараде с костюмами. Образцом служил венецианский карнавал, поэтому символами маскарада стали маска-баута и плащ-домино.

Важным средством просвещения народа Пётр I считал театр. Ставили триумфальные военные комедии, где прославляли царя. При Елизавете Петровне в оперном доме Д. Локателли шли комические оперы с пением и танцами. Дворяне приходили в театр пообщаться и погрызть орехи. При Екатерине II в театре М.Г. Медокса в Москве ставили комедии и трагедии, а затем балет. Зрители вели себя раскованно и бросали кошельки на сцену. Заводили и домашние театры. В моду вошли «живые картины»: участники в костюмах изображали какое-либо известное живописное полотно.

В 1718 г. Пётр I издал указ об ассамблеях — собраниях с участием женщин. Ассамблеи проходили в табачном дыму под звуки оглушающей музыки труб, фаготов, гобоев, валторн и литавр. Затянутые в новые костюмы танцоры на каблуках были неловки в танцах — степенных польском и менуэте, оживлённых англезе и аллеманде и раскованном контрадансе. По окончании ассамблеи накрывали ужин. При Елизавете Петровне складывался церемониал и этикет балов. Незнание танцевальных фигур считалось для дворянина большим недостатком. При Екатерине II наблюдался расцвет балов. В Москве они проводились, в частности, во вновь построенном здании Благородного собрания. На балу каждый занимал определённое место согласно своему статусу: знать находилась далеко от оркестра, а небогатые люди — под хорами. После торжественного полонеза начинался изысканный экосез, потом — вычурный гавот. Культ «естественности» породил новый танец — вальс, который сначала осудили как вульгарный. Павел I запретил вальсы, и на балах в его правление танцевали контрадансы и русские пляски.

Эпоха Просвещения пробудила вкус к музыке. В знатных семьях обязательно играли на арфе, клавикордах и клавесине. Пели романсы и песни. Дворяне заводили роговые оркестры от 10 до 100 музыкантов. В богатых домах были музыкальные салоны, где исполняли произведения Й. Гайдна и В.А. Моцарта. Екатерина II для дворянства и богатых купцов построила музыкальные развлекательные центры — вокзалы, где выступали оркестры, цыганские хоры и устраивали обеды. Позже вокзалы призвали на службу железных дорог.

Екатерина II придала ряду праздников официальный государственный статус городских торжеств. Царица приобщала к увеселениям все сословия. На Масленицу и Пасху она устраивала катания с гор, на санях и в каретах. Знать на коньках с закруглёнными металлическими лезвиями каталась парами. Для простого народа создали новую забаву — балаганы, отдалённо напоминавшие театр скоморохов. Это был небольшой деревянный театр под открытым небом со сказочными или комедийными представлениями. Для дворянства она постановила устраивать карусели и турниры с выездом по кругу переодетых в костюмы разных народов наездников. Участники турниров должны были продемонстрировать свою ловкость, пронзив картонные фигуры копьями и отрубив головы муляжам. По подобию «живой» карусели была сделана механическая — устройство с вращающимися вокруг вертикального столба деревянными лошадьми и колесницами для всех сословий.

Европеизация семейных нравов

Реформы Петра I затронули и семейные отношения дворянства. Так, по одному из указов, не разрешалось вступать в брак неграмотным дворянам. Жених и невеста до свадьбы должны были видеть друг друга и знакомиться на балах. Согласие невесты на брак стали фиксировать в брачном договоре.

Указом 1702 г. царь постановил, что помолвка должна совершаться за шесть недель до венчания и она может быть расторгнута. На помолвке молодые обменивались кольцами и оформляли приданое. Священник проверял отсутствие препятствий для брака, поэтому три воскресенья подряд объявлял о свадьбе. Указом 1714 г. брачный возраст был повышен до 17 лет у женщин и 20 лет у мужчин. Указ 1724 г. запрещал родителям присутствовать на венчании и сократил его обряд.

В свадебном обряде сочетались старые традиции и новая европейская мода. Поначалу гости надевали и старинные русские одежды, и европейские, но во времена Екатерины II гостей в русских нарядах воспринимали уже как ряженых. Невеста была в закрытом белом платье и с красным венком в высокой причёске, а жених — в расшитом камзоле и кафтане. На пиру сидевшие вместе мужчины и женщины пили шампанское, а молодые ели курицу. После застолья танцевали менуэт или вальс. Веселье заканчивали выносом торта в форме корзины с красными розами.

Новшеством XVIII в. для дворян стал развод. Для него должны были быть серьёзные причины и разводное письмо из Консистории — Духовной канцелярии. Чаще всего супруги разъезжались в разные дома. Постепенно дворянская семья становилась светским союзом. В эпоху Просвещения жена воспринималась как друг, а любовь считали синонимом дружбы и уважения друг к другу.

Власть главы семьи стала носить черты утончённости и галантности, гуманности и уважения, хотя Устав благочиния 1782 г. предписывал жене пребывать в послушании своему мужу. Жёны, как правило, много читали, рисовали, занимались музыкой. Вставали рано, молились, пили чай, давали распоряжения управляющим, шли на прогулку в парк, обедали, отдыхали, играли в карты. После ужина в 9—10 часов вся семья погружалась в сон. Нарушала ритм жизни только псовая парфорсная охота с бешеными скачками по неизвестной местности.

В городе дворяне вставали позже, после туалета пили кофе, отправлялись на 2—3 часа на прогулку, затем обедали, отдыхали и готовились к светским увеселениям. Жизнь в дворянском городском доме была нескончаемым праздником. Спать ложились за полночь. Хозяйством и воспитанием детей занимались приказчики, гувернёры и прислуга.

Детей учили языкам, танцам, манерам, верховой езде, фехтованию, музыке, приучали к чтению. С детства воспитывали уважение к предкам, наукам и искусству. В каждом доме была галерея картин и коллекция минералов. Распорядок дня был строгим: с 8 утра до 6 вечера шли занятия с перерывом на обед. Мальчиков отдавали в кадетские корпуса, а девочек — в Воспитательное общество благородных девиц.

Титульный лист первого в России журнала для детей, издававшегося Н.И. Новиковым.
Титульный лист первого в России журнала для детей, издававшегося Н.И. Новиковым.

В купеческих и крестьянских семьях сохранилясь традиционные отношения: всевластие главы семьи, строгая иерархия её членов, господство общих интересов над личными, слабая автономия от своего клана. Семья хранила жизненный опыт и морально-нравственные нормы, которые передавали предки. Главной задачей в воспитании детей считалась подготовка работника. Детей обучали ремеслу, торговле и прочим делам родителей. Молодёжь строго контролировали. Девушка могла выйти из дома только в церковь. Молодые вступали в брак по родительской воле. В свадебном обряде сохранились сговор, сватовство, помолвка и венчание. Старинные одежды и свадебный поезд были обязательны. Если невеста оказывалась не целомудренной, то на её дом вешали старое колесо, ломали крышу и отказывались от брака. Жена подчинялась мужу и вела хозяйство.

Глава семьи распоряжался трудом и имуществом, распределял работы и руководил или, разбирал споры и наказывал, следил за нравственностью, делал покупки, заключал сделки, представлял интересы семьи в купеческой гильдии или общине. В деревне патриархальный уклад сохранялся особенно долго.

#европа #история #россия #сословия #пётр 1 #крестьяне #купцы #повседневная жизнь