Лучше бы не думали о наградах, а просто делали хорошее кино…
Не секрет, что немало фильмов снимают с расчетом на получение премии Американской Киноакадемии – «Оскара». У таких лент даже есть свое название – Oscar bait (приманка для «Оскара»). Какие-то из этих проектов действительно выигрывают золотую статуэтку в тех или иных номинациях, другие же терпят неудачу.
Вот лишь 5 из многих явственно ориентированных на «Оскар» кинокартин, которые, однако, не просто не завоевали вожделенную награду, а получили ноль номинаций и совершенно не оправдали своих высоких устремлений.
«Вся королевская рать» (2006)
Драматический триллер «Вся королевская рать» – четвертая по счету экранизация знаменитого одноименного романа Роберта Пенна Уоррена, удостоенного Пулитцеровской премии. Лента рассказывает о журналисте Джеке Бурдене, поддающемся обаянию популиста-южанина Уилли Старка. Но по мере общения с политиком Бурден начинает понимать истинную сущность своего кумира.
Первая киноадаптация произведения Уоррена вышла в 1949 году и была номинирована на «Оскар» в семи категориях, выиграв в трех из них (включая главную – «Лучший фильм»). «Почему бы не повторить сей успех?», – подумали продюсеры новой версии. И, казалось, на руках у них были все козыри: лауреат «Оскара» за сценарий «Списка Шиндлера» Стивен Зеллиан в качестве сценариста и режиссера, а также бесподобный каст (Шон Пенн, Джуд Лоу, Энтони Хопкинс, Кейт Уинслет, Марк Руффало и т.д.). «Что может пойти не так?!», – перемигивались между собой продюсеры.
Ответ: по-видимому, все. Как отмечала потом пресса, «Вся королевская рать» слишком обобщенная, чтобы стать политически проницательной, и слишком легкомысленная, чтобы считаться драматически убедительной. Как бы ни восхищали имена актеров в заглавных титрах, их чрезмерные перфомансы и неубедительные луизианские акценты не только не смогли компенсировать другие многочисленные недостатки картины, они на самом деле сделали фильм еще более трудным для просмотра.
«Амелия» (2009)
«Амелия» – биографическая приключенческая драма о легендарном американском пилоте Амелии Эрхарт, которая в 1937 году попыталась совершить кругосветный полет, но бесследно исчезла где-то над Тихим океаном.
Байопик об исторически значимом человеке – один из главных маркеров «оскаровского» кино. Чтобы подкрепить позиции, в «Амелию» привлекли хорошо знакомые Американской Киноакадемии имена: номинанта «Оскара» и лауреата ведущих международных кинофестивалей Миру Наир в качестве режиссера, двукратного победителя «Оскара» Хилари Суэнк, исполнившей титульную роль, Ричарда Гира, сыгравшего возлюбленного Амелии, и Юэна Макгрегора.
Однако приманка для «Оскара» в виде подходящего жанра, начавшей привлекать Киноакадемию темы сильной женщины и крепкого актерского состава не сработала. «Амелия» совершенно не заинтересовала «Оскаровский» комитет и вдобавок потерпела полный провал как в критическом плане, так и в прокате.
«Охотники за сокровищами» (2014)
Историческое драмеди «Охотники за сокровищами» повествует о событиях Второй Мировой войны, когда необычному разношерстному взводу, состоящему из искусствоведов и хранителей музеев из стран союзников, поручили спасти бесценные шедевры искусства, похищенные нацистами, и вернуть их владельцам.
«Охотники за сокровищами» основаны на реальных фактах и проливают свет на один из малоизвестных широким массам эпизодов Второй Мировой. Команда, задействованная для съемок, впечатляла: режиссер, сосценарист, сопродюсер и исполнитель главной роли Джордж Клуни, сосценарист и сопродюсер Грант Хеслов, а также целая толпа прекрасных актеров в лице Мэтта Дэймона, Билла Мюррея, Джона Гудмана, Жана Дюжардена, Боба Бэлабана, Хью Бонневилля и Кейт Бланшетт.
Клуни и Хеслов привлекли внимание Киноакадемии биографической драмой «Доброй ночи и удачи» (2005), номинированной на «Оскар» в шести категориях. Но с «Охотниками за сокровищами» развить свой успех они не смогли.
На бумаге все выглядело так, будто это верный соперник в борьбе за золотую статуэтку: военное кино со звездным актерским составом и съемочной группой и увлекательным сюжетом. Однако в итоге картина не понравилась критикам и зрителям. О том, что фильм получился проблемным, стало ясно, когда его выпуск в кинотеатрах перенесли с октября 2013 года, периода начала наградного сезона, на февраль 2014 года, когда студии часто выпускают свои менее масштабные проекты.
«Мужчины, женщины и дети» (2014)
Драмеди «Мужчины, женщины и дети» следует за живущей в американском пригороде группой подростков и их родителей, которые пытаются понять, как интернет-культура изменила их отношения и любовь друг к другу, их связи и самооценку.
«Мужчины, женщины и дети» кажется типичным инди-фильмом, какие выходят в США пачками и без привязки к наградному сезону. «Оскаровские» амбиции обозначились у него из-за режиссера и сосценариста Джейсона Райтмана, который ходит вокруг золотой статуэтки со времен «Джуно» (2007), но пока так и не продвинулся дальше номинации.
После работы над «Джуно» и еще одним «оскаровским» неудачником, «Мне бы в небо» (2009), Райтман прочно вошел в число самых перспективных режиссеров Голливуда, каждый новый кинопроект которого рассматривается как потенциальный претендент на «Оскар». Но «Мужчины, женщины и дети» не достигли цели во всех смыслах.
Помимо того, что лента полностью прошла под радарами Киноакадемии, она провалилась в прокате и была растоптана профессиональными рецензентами. Пресса назвала режиссерский подход Райтмана к материалу жестоким и властным, сценарий – неловко беспорядочным, а одну из звезд картины Адама Сэндлера – абсолютно не подходящим для его роли.
«Призрачная красота» (2016)
«Призрачная красота» – драма о мужчине по имени Говард. Он работает в нью-йоркском рекламном агентстве и переживает тяжелейшую депрессию после личной трагедии. Коллеги Говарда пытаются помочь ему и разрабатывают нестандартный план.
Для фильма собрали звездный каст: Уилл Смит, Эдвард Нортон, Кейт Уинслет, Хелен Миррен, Кира Найтли, Наоми Харрис. У этих пятерых в сумме 19 номинаций на «Оскар», и, конечно же, авторы «Призрачной красоты» возлагали большие надежды на свой проект во время наградного сезона.
Что ж, лента действительно чуть было не взяла знаковую награду – «Золотую малину», и как раз за худший экранный ансамбль. Другие премии ее напрочь проигнорировали. Кроме того, «Призрачную красоту» разгромили критики, назвав картину чрезмерно слезоточивой и сочтя ее возвышенную концепцию непреднамеренно смешной, а не глубокой, какой она хотела казаться.
Фото для статьи взяты с сайта IMDb