Найти тему
А мы и не знали

Фаддей Булгарин, основатель русской научной фантастики

Контакты с иными цивилизациями в космосе, путешествия во времени, полёты на Луну, воздушный десант с летучих аппаратов, сочиняющий книги искусственный интеллект, аквалангисты – всё это придумал Фаддей Булгарин ещё при жизни Пушкина!

Вероятно, трудно найти более неоднозначную фигуру в истории русской литературы, чем Фаддей Венедиктович Булгарин (1789-1859). Кажется, вся его жизнь состояла из сплошных противоречий, несоответствий и сюжетов для авантюрного сериала… В 1806-1807-м принимал участие в военных действиях против французов; за бой под Фридландом получил орден Анны III степени. Проявил себя рьяным вольнодумцем! И за смелую сатиру на командира полка сначала попал под арест, а позже (когда подобных грешков накопилось достаточно) и вовсе был изгнан из армии.

Успел прочувствовать самое дно жизни: бродяжничал, промышлял воровством… Вдруг оказался в Париже, где вступил в наполеоновскую армию, и – надо же такому случиться! – бывший корнет русской армии в 1812 году, в чине капитана Польского легиона французских войск, отправился в поход на Россию, даже стал кавалером ордена Почётного легиона. Соотечественники ему этого так и не простили…

Но в 1819-м он снова «гражданин России»: живёт в Петербурге, занимается писательской и издательской деятельностью, дружит с А.С. Грибоедовым, А.С. Пушкиным, К.Ф. Рылеевым, Н.М. Карамзиным, В.К. Кюхельбекером… В издаваемых им вместе с Н.И. Гречем «Северном архиве», «Сыне отечества» и «Северной пчеле» печатаются самые значимые имена эпохи! Он первым публикует грибоедовское «Горе от ума». Он, к слову, едва ли не первым из отечественных издателей начал за литературную работу выплачивать авторам регулярные гонорары.

Да и сам он был успешен как писатель. Его авантюрно-плутовской роман «Иван Выжигин» (1829) стал первым в русской литературе бестселлером, роман перевели почти на все европейские языки, и зарубежная критика называла его автора главным писателем русской литературной сцены.

Но, однако же, Булгарин, человек едкий, сложный, был активным участником множества конфликтов. Редкий литератор 1820-1840 годов – от Пушкина и Лермонтова до Некрасова – не отметился эпиграммой на него: службу во французской армии ему поминали до самой смерти. Объектом насмешек он становился и за нестабильность политических взглядов (от вольнодумца-либерала до ультраконсерватора), и за предприимчивость, тщеславие, литературную «коммерцуху».

Да, ангелом он не был, но и злодеем, пожалуй, тоже. Не просто же так Грибоедов дорожил дружбой с ним, а Рылеев, не упускавший случая «пнуть» Фаддея Венедиктовича, именно его, однако, просил спрятать личный архив после провала восстания декабристов. И Булгарин выполнил эту просьбу, отведя опасность от многих... Но после его смерти о нём начали умалчивать. За ним закрепился надуманный «имидж» «реакционера от литературы», доносчика царской охранки...

Однако мы заговорили о нём не просто так, а потому, что Ф.В. Булгарин по праву делит с В.Ф. Одоевским пьедестал родоначальника отечественной научной фантастики. В эпоху, когда фантастика не оформилась ещё в самостоятельное направление ни в нашей, ни в европейской литературе, Фаддей Венедиктович создал дюжину жанровых повестей – от утопий до «чистокровной» научной фантастики – и это очень серьёзный, даже внушительный вклад отечественного автора первой половины XIX века.

Целый ряд популярных в поздней фантастике тем впервые отработан именно им. Его герои задолго до Жюля Верна совершают экспедицию к центру Земли и обнаруживают там цивилизацию, целый подземный мир со своими странами («Невероятные былицы, или Путешествие к средоточию Земли», 1825); путешествуют на Луну («Похождения Митрофанушки на Луне», 1837); отправляются в экзотические затерянные миры («Путешествие к антиподам на Целебный остров», 1842); вступают в контакт с представителями космических цивилизаций (дилогия 1843 года: «Письмо жителя кометы Белы к жителям Земли» и «Письмо жителя кометы Белы к тому же самому жителю Земли»); перемещаются во времени в далёкое будущее «Сцена из частной жизни в 2028 году», 1828); путешествуют по воздуху и под водой и т.д.

Самое, пожалуй, значимое фантастическое произведение Фаддея Булгарина – повесть «Правдоподобные небылицы, или Странствия по свету в XXIX веке» (1824). Иначе как каталогом научно-фантастических идей, тем и изобретений её и не назовешь. Здесь и путешествие во времени (одно из первых в русской литературе), и высокотехнологичный город будущего Надёжин, где по чугунным желобам мостовой мчатся самодвижущиеся повозки, а небо бороздят воздушные дилижансы на паровой тяге. Здесь в ходу самописцы и сочинительные машины для создания литературных произведений, а люди будущего не чужды «мультикультурным трендам»: у аристократии в моде арабский язык, гречневая каша и огуречный рассол.

Булгарин описывает подводные фермы и подводный флот… и первым в истории «придумывает» аквалангистов! Хронологически нашему писателю и в самом деле принадлежит «изобретение» акваланга и гидрокостюма! Да вот сами посудите:

«Они (пловцы. – Е.Х.) были одеты в ткани, непроницаемые для воды, на лице имели прозрачные роговые маски с колпаком… По обоим концам висели два кожаные мешка, наполненные воздухом, для дышания под водой посредством трубы».

Всё это опять же задолго до Жюля Верна.

В числе других неожиданных «придумок» Булгарина – воздушно-десантные войска. Путешествуя по миру будущего, герой наблюдает за военными учениями: солдаты десантируются с аэростатов на парашютах и атакуют условного противника, используя «самопалы». Также первым в мировой фантастике Фаддей Венедиктович поднял тему экологической катастрофы, глобальных климатических изменений. В его произведении в XXIX столетии полярные области в результате резкого потепления густо заселены, а вот Африка, напротив, покрыта снегами и льдами...

В основе текста одна из глав книги Евгения Харитонова «Апокрифы Зазеркалья: Этюды о фантастике» (СПб.: Аураинфо Группа МИД, 2020).

Фаддей Булгарин                                    Евгений Харитонов
Фаддей Булгарин Евгений Харитонов

Пожалуй, самое забавное изобретение Булгарина-фантаста – это выражение… «деревянный рубль». Конечно, никакого иронического окраса словосочетание не имело, а было прямым обозначением: дело в том, что в «его» XXIX веке деньги изготавливают из «дубового, соснового и берёзового дерева». Вот так иногда удивительнейшим образом слова, произнесённые совсем по иному поводу, вдруг выныривают из глубин памяти и вновь входят в жизнь, обретая уже иные смысловые оттенки.

«А мы и не знали»: История идей, История людей, История вещей.

Пушкин слова «валенки» не знал!

Аэрокосмические силы Древнего мира

Светоч Дебилизма страдает односторонней проводимостью