Найти тему

Роль медицинского чемоданчика в учебном процессе (не в прямом смысле)

Коллеги, признайтесь, вы тоже испытываете глухое отчаяние, когда ученики заявляют: «А нам это не нужно!» И уже исчерпали все доводы. Наверняка у вас есть внушительная копилка аргументов для подобных случаев. Позвольте добавить еще один.

Зайду издалека. Был у меня невероятно сложный восьмой класс. Лидером в нем оказался мальчик с жизненной установкой на безделье и паразитирование. Как-то я спросила его: «А кем ты себя видишь? Что ты хочешь от своей жизни?» А он мне ответил: «Пока мать меня кормит, я ничего не хочу». Не стала я ему, конечно, напоминать, что мать не бессмертна. Но осадочек остался.

Мальчик это сбил вокруг себя компанию таких же бездельников, которым были нужны только три вещи: смартфон, игры и вейп. И похулиганить. То украдут что-нибудь в супермаркете, то пожарную кнопку нажмут, однажды подсмотрели пароль учителя от электронного журнала и исправили несколько десятков отметок. «А чё такова?» - слышали когда-нибудь такое высказывание? Иногда дети искренне не понимают аморальности некоторых своих поступков.

В общем, классного руководителя, будь она постарше на пару десятков, еженедельно бы на скорой увозили. Но держится! Еще и воспитывать умудряется. Уже парочка от той компании откололась. По крайней мере, есть такое ощущение.

К учебе отношение у них, прямо скажем, прохладное. «Вы рассказывайте, рассказывайте. Мы тихо послушаем». Это пример величайшего уважения к учителю со стороны описываемого класса. Сидели, действительно, тихо, с дисциплиной (по крайней мере, у части учителей) проблем не было. В диалогах участвовали. Вопросы задавали. Закрепление в конце урока показывало, что кое-что даже усвоено. Во всяком случае, основные мысли повторить вполне связно могли.

Но проверка знаний на следующем уроке – полный аут. Фронтальный опрос – молчание. Индивидуальный опрос: «ставьте два». Раздаю тесты. Один-двое отодвигают их от себя: не хочу я сегодня ничего писать. Вот что с ними делать?

Собираю работы. Проверять нечего. Пяток вообще пустых, чистых листочков, даже фамилий нет. На одном нарисованы птички (спасибо, что не неприличности). Пять-шесть работ вполне на уровне. Остальные выполнены так, словно ответы были выбраны «от фонаря». Вопросы с открытым ответом увенчаны фразами: «Я не знаю».

Тройки рисовать не за что.

У нас даже родилась конспирологическая идея, что в школьные дверные косяки вмонтированы некие приборы. Как только ребенок проходит в дверь, диск в его голове форматируется. А что? Именно так это и выглядит!

И еще у нас есть кодовое слово «Лишайники». В прошлом году разобрали мы эти лишайники: и работа в группах была, и гипотезы строили, как же этот лишайник питается, сидя на камне, и все сами сформулировали. И конкурс на лучшую схему питания лишайника провели. Все было супер!

На следующем уроке – тишина. Лишайник? А что это?

Разобрали еще раз. Повторили другими приемами. Рассказывали друг другу в парах. Рисовали лишайники и выступали перед классом, объясняя, что это и как оно питается. Заметьте, дети не просто слушали, дети активно работали!

И что же выдумаете? На следующем урока та же история: лишайник? Нет, не слышали.

С тех пор в подобных ситуациях говорю: «Ну что, лишайники?» Смеются. Понимают.

Дети все понимают, это видно по косвенным признакам. Только работать не хотят. Читать, вспоминать, проговаривать. Не хотят.

В общем, однажды, в невеселое октябрьское утро я поняла, что проводить повторные работы в целях исправления отметок нецелесообразно. Но листочки раздала. Задание такое:

- Все, кому есть что написать по теме, пишут (далее вопросы). Отметка – от тройки за полубред до пятерки за осмысленный текст. Все, кому по теме написать нечего, отвечают на вопрос: почему я систематически не готовлюсь к урокам биологии. Пустой листочек – двойка, осмысленный текст – тройка.

Замечу в скобках, что отметка в этом случае, конечно, лишняя. Я вообще не люблю их ставить. Но журнал, завучи и другие проверяющие органы меня не понимают и никогда не поймут. В современной школе, как все знают, диктат оценки.

Привожу усредненный ответ: «Я буду программистом (музыкантом, курьером, дальнобойщиком, блогером), поэтому биология мне никогда не пригодится».

Знакомо, правда?

На самом деле людей с подобным образом мыслей много и среди взрослых. Почитайте любые дискуссии в интернете по поводу прививок или ГМО и поймете, что ведут их именно те товарищи, которые в школе сделали себе такую установку. А теперь спорят до потери сознания о том, чего не понимают.

Ну, да ладно, я обещала про чемоданчик.

Это был последний аргумент. Мы договорились, что в случае возникновения неприятной ситуации, связанной с нежеланием учиться по причине устремленности к карьере официанта я буду просто говорить: «Медицинский чемоданчик». Согласились, с тех пор используем.

А сам аргумент таков.

- Дети, - говорю, - вы все видели, как врачи скорой помощи тащат к больному большой медицинский чемоданчик. Часто пешком на пятый этаж. И по нескольку раз в день. В чемоданчике условно сто наименований медикаментов и приспособлений. Часто используется, допустим, тридцать. Еще сорок используется иногда. Еще двадцать – редко. Последние десять – настолько редко, что можно сказать – никогда.

Но врачи носят все. Вдруг все-таки понадобится? Представьте, вот понадобился какой-нибудь траливалимуксин – а его нет. Не положили в чемоданчик – тяжелый, а никогда не был нужен. И больного не довезли до больницы живым.

Так и знание. Вдруг понадобится.