Часть 1. Часть 2
День 7. с.Чибит – с.Иня - с.Купчегень
Расстояние - 103 км. Набор высот - 1333 м. Сброс высот – 1690 м. Высота ночевки-746 м
Утром долину ручья Бельгибаш невозможно было узнать! После продолжительного ночного дождя всё вокруг заволокли низкие облака, которые выплывали откуда-то из распадков гор, похожие на огромные куски ваты. Было немного прохладно и ветрено, но пока собирались, немного распогодилось и стало значительно теплее.
Атмосфера отношений в нашей вело группе несколько устаканилась, но не в том ключе, как хотелось бы. Николай и Пётр решили двигаться в своем темпе, укатив вперёд, и договорились, что встретимся с ними только на следующей стоянке. Весь путь по Чуйскому тракту двигались с Михаилом вдвоем. То я его ждала на подъемах в горки, то он меня, когда я тормозила, чтобы пофотографировать. Вместе обедали, потом латали вновь проколотое колесо. Дорога, надо отметить, просто замечательная! Велосипед буквально катиться сам! Останавливаемся лишь для осмотра некоторых достопримечательностей: отрезок старой дороги Чуйского тракта и место слияние Чуи и Катуни, а также в кафе «Белый Бом» и «Чуй Оозы».
Чуйский тракт отлично подходит для вело гонок и марафонов. Полотно асфальта идеальное! Перепады высот небольшие. Ехать ооочень комфортно. И к этому ещё добавить изумительные пейзажи, которые охота фотографировать чуть ли не каждые пару километров! А ещё, мы наблюдали пару черных аистов!! Когда один из них неожиданно взлетел вверх справа от дороги, как бы отделившись от скалы, я встала, как вкопанная потеряв дар речи. Забыла, что на поясе под рукой у меня фотоаппарат с дальнобойным объективом. Просто следила за спокойным планированием аиста, пока он не скрылся в лесу на берегу Чуи. До чего же красивая птица! Иссиня-черное оперение с ярко красным клювом и такими же ногами – выглядит очень нарядно!
Добравшись до посёлка Иня, связались с ребятами. Они уже прибыли в посёлок Купчегень и подыскивали место для ночевки. Как потом оказалось, Николай пожелал ночевать совсем один, и поехал искать ночлег на турбазе, ближайшей к посёлку. А мы с Петей и Мишей остались на берегу реки Большой Ильгумень.
P.S. Уже на самой стоянке произошел забавный случай! До этого примерно в пяти километрах до места, я поделилась с Мишей, что после такого длительного заезда охота расслабиться и выпить бутылочку пива, предпочтительно Амстел. Когда мы добрались и установили палатки, Михаил пошел уединиться подальше в лесочек, а вернулся широко улыбаясь, держа в руке… чтобы вы думали? Именно! Бутылку пива Амстел!! И да, магазинов по пути не было. Он ее просто нашел под деревом. Это похоже на магию мысли!
День 8. с.Купчегень – пер.Чике-Таман – с.Онгудай – с.Нижняя Талда
Расстояние - 60 км. Набор высот - 963 м. Сброс высот – 811 м. Высота ночевки-948 м.
Как же хорошо и спокойно сегодня спалось! Никто и ничто не мешало как следует отдохнуть. Я собиралась с большим нетерпением, так как сегодня надо было проехать перевал Чике-Таман, о котором я много читала, смотрела фотографии и видео. Теперь хотелось поскорее увидеть всё своими глазами!!
Николай сообщил нам, что будет ожидать нас у магазина в посёлке, чтобы выдвинутся вместе, но, видимо, решил не ждать, так как не терпелось ему ехать дальше. Петя помчался его догонять, а я ехала с остановками, также дожидаясь Михаила и по пути фотографируя.
Через несколько км от посёлка Купчегень начался основной перевальный взлет на перевал Чике-Таман. Очень давно я желала тут проехать на велосипеде и, наконец, мечта сбылась! Необыкновенно красивая дорога, петляющая среди скал, меня просто покорила!! Когда-нибудь надо будет обязательно повторить!
На вершине перевала полно авто-туристов. Все с большим удивлением смотрят на нас, как на некую достопримечательность. Петя и Коля уже успели перекусить, пока нас ждали. Предлагаю ребятам сделать совместное фото и двигаться дальше.
А впереди затяжной спуск до посёлка Хабаровка и снова плавный набор высоты. Дорога на всём протяжении очень хорошая. Одно удовольствие крутить педали! В посёлке Онгудай останавливаемся пообедать, но опять разделившись. Петю с Колей не получается догнать.
Остался небольшой отрезок пути до Нижней Талды, который проехали довольно быстро. Движение автомобилей на этом участке маршрута очень интенсивное, поэтому, когда свернули с трассы, выдохнули с облегчением. Теперь оставалось подыскать место для ночевки где-нибудь вблизи посёлка, что оказалось не так-то просто. Скот пасется везде, где только можно. Даже забравшись поглубже в лес к реке, и там рогатая скотинка нас нашла!!
Погода тем временем окончательно испортилась, и пока мы готовили ужин, начался дождь. По этой причине долго не засиживались сегодня, а разошлись ко сну по палаткам.
День 9. с. с.Нижняя Талда – пер.Ороктойский – с.Ороктой – с.Чемал
Расстояние - 79 км. Набор высот - 1167 м. Сброс высот – 1689 м.
Дождь, барабанивший всю ночь по тенту палатки, навевал не очень приятные мысли. Сегодня предстояло проехать последний перевал, который бы в сухую погоду не представлял особой сложности, но теперь было ясно, что приключения только начинаются…
Хоть дождь к утру и прекратился, но выходить из палатки совсем не хотелось. Всё вокруг мокрое, сырое. Нужно было заставить себя готовить завтрак и собираться. Выехали со стоянки вместе всей группой, но через некоторое время снова разделились. У Михаила возникли сложности в дальнейшем движении на велосипеде. Грязь настолько забивала зазор между колесами и вилкой, а также рамой велосипеда, что ехать ему было невозможно. Я проезжала небольшое отрезок и дожидалась Михаила. Стало ясно, что прохождение перевала затянется на весь день.
Все 28 км перевала – это грунтовая дорога, которая на полпути до вершины выходит на пастбища и превращается в труднопроходимую кашу, т.к. скот вымешивает грунт, словно тесто. Приходится часто спешиваться и некоторые участки обходить пешком.
Вдруг, ближе к вершине перед перевальным взлётом, Миша подбирает на дороге пустую бутыль, на которой название горячительного напитка – «Чуток»!! Смеёмся в голос!! Это, вроде как ободряющее послание свыше – «вам осталось до вершины ещё чуток!»
Примерно за 5 км до вершины перевала тучи плотно затянули небосвод, и снова пошел дождь. Но сначала совсем незначительный мелкий и терпимый. А вот когда мы наконец доползли до высшей отметки, вода с неба хлынула, как из ведра… Я спряталась под крышу беседки и ждала Михаила. Вроде и радостно, что забралась, но сидеть холодно, надо бы скорее двигаться дальше.
Мы привыкли, что спуск – это отдых! Но не в этот раз. Как оказалось, подъем в гору – всего лишь цветочки, ягодки впереди! Спуск очень крутой, местами дорогу размыло до такой степени, что ехать в седле не представлялось возможным. На одном из отрезков этой чачи, у моего велосипеда разболтался задний эксцентрик и колесо попросту выскочило. Ну, да ладно. Михаил помог установить его на место. Пробую ехать дальше. Не получается. Протекторы покрышек забились грязью, и колесо идёт юзом на скользкой жиже. Дождь понемногу стихает, но потоки воды и грязи бегут с вершины ручьем и потому приходится двигаться крайне осторожно и аккуратно.
Облака висят очень низко, туман непроглядный. На очередном повороте вдруг резко из тумана появляются лошадиные морды! Это было так неожиданно! Я рассмеялась и сразу вспомнила известный мультфильм про ёжика в тумане. Вот, мы были такими же ёжиками в тот момент. Ещё чуть ниже повстречали авто туристов, которые решили штурмовать Ороктойский перевал на внедорожниках с противоположной стороны. Но у них этот номер не вышел. Один из джипов глубоко увяз в грязи и мужики всей толпой пытались его вытащить назад. Ехать дальше они уже не намеревались.
Постепенно грунтовая дорога сменилась на голимый скальник. На своем велосипеде я бы съехала вниз всего за несколько минут. Но Михаилу и тут было сложно. Он пару раз довольно серьезно упал и больше рисковать не стал – снова пошел пешком. Я по-прежнему проезжала немного и ждала его, но стоять неподвижно уже было очень холодно, поэтому решила тоже идти пешком с ним в одном темпе, раз другого варианта нет. Чувствую, как накатывает состояние близкое к панике. Но, я подобное уже проходила, беру себя в руки.
И вот, наконец, долгожданный посёлок Ороктой виден внизу, но до него ещё надо пересечь поле, а это снова грязища непролазная… Я проехала вперед какие-то несчастные пять метров и намертво залипла в размокшей глиняной дороге. Кричу Мишу, чтобы не ехал за мной следом, а двигался чуть выше по полю. После очередной чистки зазоров, Миша пробует ехать в седле. Вроде получается, если ехать прямо по траве.
От посёлка Ороктой до Чемала оставалось доехать по гравийной дороге, что было гораздо проще. Но надо отметить, что сил оставалось совсем немного, небо хмурилось, собирая тучи, чтобы снова пролиться дождем, и времени до заката оставалось совсем немного, а ехать ещё 50 км по темноте было рискованно. Поэтому приняли решение добраться попуткой до посёлка.
В Чемал мы прибыли уже в густых сумерках. На пол-пути наблюдали из автомобиля очередной ливень, который шёл стеной. Хорошо, что едем на машине, а так бы промокли насквозь, учитывая, что мы и так побывали сегодня под дождем и порядком намерзлись.
Чуть позже созвонились с Колей и Петей, которые уже давно приехали в посёлок своим ходом, заселились, выстирались и попивали чаёк. Выяснили, что у Николая сломался багажник на спуске с перевала как раз, где начался скальник, а у Пети разболталось крепление багажника от тряски. В целом, никто не простыл, не повредился и это радовало!
Заключение.
Итак, поход завершился удачно. Итого пройдено 455 км мной и Михаилом. Петя и Коля проехали 504 км. Общий набор высоты составил – 7603 метра.
Впереди дорога домой автобусами по маршруту Чемал-Бийск-Новокузнецк. Утром до отправления автобуса мы ещё успели прокатиться, посмотреть на остров Патмос и посетить этнический музей.
Уезжали из Чемала в битком набитом автобусе. Если бы не заранее купленные билеты, то уехать бы просто не смогли. Велики разобрали и кое-как запихнули в багажное отделение автобуса, которое оказалось крайне небольшим, в отличие от автобуса до Новокузнецка. Там проблемы с погрузкой багажа не возникли совсем.
Между рейсами в Бийске было достаточно времени, чтобы погулять по городу. Я давно хотела посмотреть и пофотографировать старые улочки Бийска 19 столетия. Архитектура домов интересная и заслуживает внимания, но многие здания требуют капитального ремонта и выглядят удручающе.
И в заключении… всё же остался осадок от того, что маршрут я лично не завершила в Чемале, как планировала. Но и бросить участника на Ороктойском перевале я не имела права, как руководитель. Да и совесть мне не позволяла этого сделать. Часто мы учимся на собственных ошибках, даже не смотря на то, что изучаем чужой опыт, всё равно попадаем в похожие ситуации. А именно – для прохождения подобного участка участник похода не имел соответствующего снаряжения – горного велосипеда. Гравийный велосипед подходит для асфальтовых, грейдерных, либо сухих грунтовых дорог. А в нашем случае перевал для такого велосипеда оказался непроезжабельным, поэтому Михаилу пришлось всю дорогу идти пешком.
В ситуации с паромом причиной был обычный человеческий фактор. Нужно было мне иметь больше информации и не рассчитывать на одну лишь словесную договоренность.
В ситуации с Михаилом, когда он просил о ночевке в гостинице, можно было рассмотреть вариант о его индивидуальной заброске дальше по маршруту до какой-нибудь турбазы, чтобы он мог отдохнуть и восстановиться, но я именно в тот момент не догадалась предложить этот вариант. Таким образом, можно было избежать конфликта. Но, как говорится: век живи – век учись.
В целом, поход был отличный! Я ехала по местам, до боли знакомым, как если бы вернулась домой, а это так греет душу!
Пусть мечты всегда сбываются!