Привет, с вами Игорь Рабинер.
Я знаком с Карпиным с 1991 года.
И в «Коммент-Шоу» впервые увидел его таким рефлекcирующим.
Неуверенность после Хорватии, что он психологически сможет подвести игроков к стыкам, - это точно не жеманство. Это искреннее сомнение — не только в них, чего он тоже не скрывает, но и в себе. В своей способности на них воздействовать. В своём желании работать дальше после того, во что команда сыграла вчера.
«Если бы мы поиграли 0:3, но пытались играть в футбол, я был бы доволен больше, чем этими 0:1 при том, что было вчера», - сказал Валера.
Не знаю, как этому относиться в контексте этих самых стыков и работы Карпина в них. Будут ли сами игроки верить Карпину после такого? Им ведь нужен железобетон. Они простые, как пять копеек. А он тут показывает сложность.
Но в плане откровенности восприятия — это очень сильно. Он раскрылся, и многие, боюсь, используют это против него.
Мне кажется, Карпин, который как игрок был лютым бойцом и не ведал сомнений, растерялся именно оттого, что эти — совсем другие. Там некому повести за собой. На том же обжегся на Евро и Черчесов. Игнашевичей тут нет.
Может, и будут. Баринов в такого превратится. Глебов. Но пока они ещё не в том статусе. А Карпиным образца отборочного цикла Евро-2000 тут даже не пахнет.
Однако в том и должна заключаться сила тренера, чтобы подстроиться под ситуацию, когда ТЕБЯ в твоей сегодняшней команде нет.
Поэтому так тяжело бывает суперзвёздам, которые становятся тренерами. Но Карпин-то не был суперзвездой, он сам всё преодолевал и постигал, ему ничего не было дано само собой. И он должен знать, как это выковывать. Как превращать их — в себя.
Вот в чем парадокс.
Есть у Валеры обаяние, харизма, которые заставляют ему верить. Порой слушаешь, смотришь его - находишься в одном мире. Переключаешься на его футбол — попадаешь в другой.
Не первый раз ловлю себя на ощущении, что Карпин интереснее своего футбола.
А прямо сейчас нахожусь в некоторой растерянности. Не ожидал увидеть его таким. Он тоже растерян. И не собирается показывать обратного.
Но именно эта непоказная растерянность заставляет меня хотеть, чтобы у него получилось.
Мне с самого начала казалось бредом с чисто футбольной точки зрения противопоставление Карпина и Черчесова.
И оттого я буду последователен — и так же, как был против хейта Черчесова после Евро, выступаю против хейта Карпина сейчас. Не говоря уже о хейте Кудряшова, до которого может опуститься только такая отморозь, как Борзыкин.
У меня заголовок текста ещё после первого матча Россия-Хорватия был такой: «Выход на замену не Смолова, а Заболотного, показал: Карпину важнее не проиграть. И его решения куда больше похожи на черчесовские, чем многие думают».
Вот тот материал
И ор черчесовоненавистников про «золотой актив» не забудем. Играл ли в полутора таймах из двух против Хорватии при Карпине Миранчук? Был ли вчера в последние полчаса на поле Головин, который должен быть лидером этой сборной? Вот вам и ответ, доказывающий: именно футбольное противопоставление Карпина и Черчесова — миф.
Это не Бесков и Лобановский, которые действительно представляли собой полюса игры — комбинационной и скоростно-силовой. Карпин и Черчесов — нормальные рабочие тренеры, которые лепят команду, отталкиваясь от того материала, который у них есть.
Но все же различий между ними хватает.
В матче с Хорватией Карпин, думаю, искренне хотел сыграть в другой футбол по сравнению с тем, что в итоге получилось, и тому подтверждением — стартовый состав со Смоловым, Бакаевым, Фоминым. Просто из этого ничего не получилось, и на фоне такого футбола и ливня во втором тайме Валера перешёл на три центральных защитника и выпустил Заболотного.
Просто Карпин меньше Черчесова работал с этими людьми, до конца не понимал, думаю, общей картины и питал иллюзии, что с ними возможен другой футбол. Но мне достаточно было вчера увидеть, как защитники в начале игры не быстро начинают атаки, а делают по три-четыре касания, после чего все зоны закрываются, чтобы понять: ничего другого тут просто не может быть. Да откуда?!
А кто мне объяснит природу следующего парадокса? В сентябре Смолов находился в шикарной форме, забивал почти в каждом матче — и на домашнюю Хорватию Карпин его не поставил, понимая, что в прессинге, оборонительных действиях и в попытках зацепиться за мяч Федор команде не помощник. Не вышел он тогда даже на замену. Его время пришло с Кипром и Мальтой.
Сейчас Смолов забил один мяч в восьми последних турах, ноль — в Лиге Европы. С Кипром — да, отличился. Ну и, как говорит тренер? Приобрёл ли форвард от этого те качества, что необходимы против Хорватии? Но 14 ноября с хорватами он вышел в стартовом составе. С абсолютно нулевым эффектом и быстрой заменой во втором тайме. Пользы от него не было ни в какой фазе игры.
Где тут логика?
Карпин, в отличие от Черчесова, обещал «смелый футбол», и это всем тогда страшно понравилось. И лишь единицы (не буду указывать пальцем) тогда написали, что рефрен про смелый футбол на первой пресс-конференции Карпина создаёт фон ожиданий, и ему придётся соответствовать. И если это не удастся, то наши ожидания станут нашими проблемами. Как говорится, благими намерениями вымощена дорога в ад.
Не представляю Черчесова, передающего капитанскую повязку в каждом матче другому игроку. Он в этом (да и не только) смысле гораздо больший традиционалист. Но тут я вообще не склонен Валеру критиковать. Повторяю: всё хорошо, что работает. И если отход от шаблонов помог сплочению коллектива — я только за него.
За одну вещь в этом цикле Карпину нельзя не отдать должное.
За Виталия Кафанова и его полномочия.
Наши вратари в итоге не сделали ни одной ошибки. Когда Гильерме заслуживал — играл он. Когда сильнее стал Сафонов — Виталий Витальевич оказался достаточно гибок, чтобы после трёх удачных сентябрьских матчей не зациклиться на Гиле.
Матвей отыграл блестяще и вчера был близок к тому, чтобы чуть ли не в одиночку затащить нас на ЧМ. И теперь может стать вратарём сборной на годы — «всё зависит от него», как сказал вечером после прилёта в Москву Кафанов.
Карпин первым в истории главных тренеров нашей сборной официально объявил, что тренер вратарей и определяет список вызванных голкиперов, и называет первого номера. Он позволил Кафанову вызывать то пятерых, то четверых, хотя этого в тот момент никто не понимал. Ротация вратарей от плотно сидящего на лавке «Байера» Лунева до чемпиона Норвегии Хайкина — Кафанову было позволено делать все, что тот считает нужным.
Это классическая, образцовая история о здоровом делегировании полномочий. Она в корне противоречит нашему обычному опыту, согласно которому главный тренер решает всё. Но она — правильна, коль скоро сработала вот так. Карпин сломал шаблон и оказался прав.
И вне зависимости от того, продолжит ли Карпин работу в сборной после стыков, убеждён, что Кафанов в ней должен остаться.
Но вернёмся к Валерию и Станиславу.
Карпин выглядит моднее и изъясняется современнее Черчесова. Не использует военную лексику, говорит «ни фига». Он научился нескольким верным приемам, которые работали всегда, а теперь, когда форма для аудитории важнее содержания, - тем более. Например, взять вину на себя. Уже второй раз за его цикл в сборной я это слышу - сначала было о качестве игры в домашней игре со Словакией.
Но прямо перед тем Карпин сказал, что игроки не хотели быть с мячом. Есть тут некоторое противоречие, не находите? Скажи это Черчесов — сейчас везде бы читали, что тренер свалил вину на игроков. Сейчас же повсюду умиление: Валера взял ее на себя!
Черчесов делать этого не хотел, чтобы не быть популистом. Может, зря. Он принципиально не хотел нравиться. Не знаю, хорошо то упрямство или плохо — может, и плохо. Но он — такой. И с какого-то момента его перестали выносить.
Для публики Карпин — Валера. Черчесов — Саламыч. Не Стас. Чувствуете разницу?
Так вот, различие между Карпиным и Черчесовым куда в большей степени носит личностный, а не футбольный характер. Куче людей нравится смотреть и слушать Карпина куда больше, чем смотреть и слушать Черчесова. И в связи с этим к ним предъявляются разные требования, а одним и тем же их поступкам даются совершенно разные, порой полярные оценки.
Только к футболу всё это не имеет никакого отношения.
Никогда не скажу, что Карпин плохо сработал этот цикл. Напротив — хорошо. Выше ожиданий. Но как меня вчера повеселило, когда кто-то из комментаторов ещё до игры в раже сказал — мол, Валерий Георгиевич, взяв команду в середине таблицы, вывел ее на первое место в группе.
В каком же придуманном мире люди живут.
Карпин принял команду после трёх туров, и Россия с шестью очками делила первое место в группе с Хорватией. Мы проиграли (не по игре и обидно, кстати) в Словакии, хорваты — в Словении. Обе личные встречи были впереди.
Это совсем не та ситуация, когда, например, при Ярцеве проиграли 1:7 Португалии, сыграли дома вничью со Словакией и в гостях — с Эстонией, и Сёмин принимал сборную почти без шансов, ни разу в итоге не проиграв, но и чуда не сотворив. И не та, когда Слуцкий брал команду у Капелло после двух проигрышей австрийцам и не имел права даже на одну осечку, даже на домашнюю ничью со шведами — тогда было бы третье место.
Черчесов передал Карпину команду, которая делила первое место в группе. Такое возможно только при нынешнем перекособоченном из-за ковида календаре, когда отбор к ЧМ начался до финального турнира Евро.
На самом деле они сработали в этом цикле фактически одинаково. Просто Карпин заслуживает уважения за то, что быстро вывел команду из эмоционального кризиса после Евро. Это безусловно.
Но матч с хорватами вернул к реальности. С единственным соперником в группе, который реально сильнее, сборная России отказалась не то что от смелого — вообще от СВОЕГО футбола. Какого-либо.
Парой часов позже я смотрел на сербов в Португалии и шведов в Испании — и андердоги играли в нечто абсолютно другое. Одни выиграли, другие проиграли — но при взаимных шансах и футболе с обеих сторон. В Сплите он был только с одной. Хотя ливень испортил жизнь скорее атакующим — то есть хорватам.
И Карпин тут виноват только в том, что анонсировал «смелый футбол». Но не в том, что команда его не показала.
Потому что рождённый ползать — летать не может.
Это я не о Карпине, если что.
Или все-таки может?
Мы ведь и до Хиддинка думали о нашей сборной так же, как сейчас...