Как помочь детям с проблемами в развитии почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь им познать своё «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых? Кандидат психологических наук, доцент кафедры комплексной психолого-педагогической реабилитации МГОУ Виктория Колягина рассказала о том, как арт-терапия может решить все эти задачи.
– Арт-терапия даёт положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами: задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднён. Термин «арт-терапия» ввёл в употребление Адриан Хилл при описании работы с туберкулёзными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья. Арт-терапия рекомендуется детям с 5 лет, так как в возрасте до 5 лет символическая деятельность ещё только формируется.
Расскажите о коррекционной работе с помощью средств искусства в Вашей практике
– Есть две формы арт-терапии: пассивная и активная.
✅ При пассивной форме клиент «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми. При активной форме арт-терапии клиент сам создаёт продукты творчества. Арт-терапевтические занятия проводятся двумя способами. В первом случае клиент изготавливает поделку по собственным рисункам на определённую тему. При этом удаётся увидеть удивительные необычные сочетания цветов, своеобразную форму, самобытное выражение сюжета.
✅ Второй вариант – неструктурированное занятие. Пациенты сами выбирают тему, материал, инструменты.
Рисунок может стать диагностическим критерием развития ребёнка. Именно изобразительная деятельность, её содержание, цветовая палитра могут раскрыть особенности интеллектуального и эмоционального состояния ребёнка. В проективных методиках: «Нарисуй человека», «Моя семья», «Несуществующее животное» и др. можно собрать диагностический материал и увидеть имеющиеся нарушения психического или интеллектуального характера. К 6 годам ребёнок с нормальным развитием уже в состоянии изображать окружающую его действительность. Дети используют широкую палитру красок в своих рисунках, тщательно прорисовывают интересующие их объекты, дополняют их различными сложными деталями (цветы, солнце, животные, насекомые) и, что важно, рисунки содержат изображение человека!
У детей с проблемами в развитии рисунки имеют ряд характерных черт и особенностей: графически изображения бедны и схематичны, цвета единообразны (в основной чёрный), линии нажима могут быть сильными или, наоборот, очень слабыми, изображения человека примитивны и содержат элементы более раннего возраста («головонога»).
Арт-терапия помогает в коррекционной работе с детьми с проблемами развития. Это нарушения в развитии личности:
— Отклонения в развитии психоэмоциональной сферы (эмоциональная депривация, переживание эмоционального отвержения, чувства одиночества, трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность, повышенная тревожность, страхи, фобические реакции);
— Нарушение коммуникативно-рефлексивных процессов (наличие конфликтных межличностных отношений, внутрисемейных ситуаций, негативная «Я-концепция», низкая, дисгармоничная, искажённая самооценка, низкая степень самоприятия);
— Психосоматические отклонения в развитии (в дыхательной, сердечно-сосудистой, двигательной, вегетативной и центральной нервной системах).
Любое столкновение с искусством способствует улучшению настроения, гармонизации эмоционального фона, активизации рефлексии и самопознания. В тяжёлые стрессовые моменты жизни иногда нужно выключить телевизор с большим количеством негативной информации, отодвинуть телефон, включить спокойную музыку, взять карандаши или краски, и погрузиться в творчество, которое поможет прочувствовать новые ощущения, спокойствие от возможности творить свой мир на листе бумаги.
#арт-терапия #творчество с детьми #искусство #мгоу коррекционная педагогика #эмоциональное развитие #дети с овз #эмоции